Проблемы педподдержки

on 06 Декабрь 2009. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Проблемы педагогической поддержки студентов туристского вуза в процессе самоопределения

Смена общественно-политической системы со времени распада СССР и последующий кризис во всех областях жизни 90-х не могли не отразиться на государственных институтах, в том числе, и на образовании. Высокая планка обучения и воспитания, гарантирующая достойное на мировом уровне качество образования СССР, упала в мутные ельцинские времена, и только сейчас лишь в некоторой мере уровень образования в нашей стране начал стабилизироваться и развиваться. В эпоху социализма педагогической поддержкой занимались по партийной и комсомольской линии, также была силен авторитет коллектива, потому что и само общество по своему устройству было коллективным и товарищеским. В настоящее время авторитет коллектива уже не является социально значимым для индивида, поскольку само общество потеряло былую сплоченность, канули в прошлое ВЛКСМ, пионерские дружины и октябрятские звездочки.
Таким образом, в нашей стране образовался незримый вакуум в сердцах и душах людей, чувствуется дефицит смысла жизни, общественно значимых ценностей.  Рассмотрим воспитательную среду в школе и возможности педагогической поддержки в современной российской школе. Не секрет, что учителя уже не обладают тем авторитетом среди учащихся, на который они могли бы рассчитывать. Уникальный проект Валерии-Гай Германики «Школа», с большим успехом прошедший на ОРТ в конце 2010 года, показывает все существующие проблемы системы образования. Дерзкие, вызывающие школьники и морализирующие педагоги, каждый сам за себя. Пришло новое время и в школе учатся современные дети, которых сопровождает новое поколение педагогов, также не имеющих своих ориентиров в жизни, не ощущающих важности для общества своей профессии, но остро ощущающую недостаток средств.
Подростков в основном воспитывает улица, а отношения с учителями напоминают военные действия – настоящее противостояние. И чем больше учитель хочет повлиять на подростка, заставить его что-то сделать, тем большее сопротивление он получает в ответ. Учащиеся демонстративно прослушивают музыку через наушники или занимаются своими делами, а педагог тщетно пытается привлечь их внимание к изучаемому материалу. Учителя старой закалки, обладающие большим педагогическим опытом тоже редко становятся авторитетами для учеников и общение оных с обучаемыми также проходит в канве конфликта отцов и детей.
Если школа сдала воспитательные позиции, то может быть, институт семьи остается бастионом воспитания в современной России? Конечно, семьи могут различаться по различным параметрам, но и здесь не стоит обольщаться -  в современной семье много своих проблем. В России уровень разводов один из высоких в мире, в некоторые годы он доходит до 80%.  Известный психолог и писатель, канд.пс.н. Ольга Маховская [3] так характеризует устройство современной российской семьи: «Вся власть в ней принадлежит мужчине, вся ответственность - женщине. Но ни за что не отвечающий отец, как правило, оказывается вытесненным из семейного круга. Наши мужчины всегда готовы о политике порассуждать, о футболе, но как трудно поймать сфокусированный взгляд, когда говоришь, что сыну нужно то-то. Власть свою они обычно осуществляют по формуле "Я сказал!". И карательную функцию раз в неделю: "Покажи мне дневник!".  В такой семье обычно обнаруживаются два варианта. "Деспотический" - когда отец икона, на которую молятся: "папа сказал" "папа хочет кушать". Но при этом вся ответственность, дела и ресурсы в руках женщины, а стало быть и неформальная власть почти всегда в ее руках. Никто так не умеет "крутануть" мужиком, как наши женщины в деспотических семьях. Отсюда и знаменитая поговорка: муж - голова, жена - шея.
Второй вариант российской семьи - семья, где мужья-подкаблучники. Если женщина психологически сильная, в нашей модели она быстро ставит мужчину на место ребенка, и он подчиняется. Превращается в помощника по хозяйству. В таком варианте хороший муж - этот тот, которому дашь список, и он все купит. Но сам никогда не станет решать, куда мы переезжаем или какую работу выбрать. Он, как правило, не пьет, но жить с ним скучно. Хотя бросают таких мужей не часто, потому что образ разведенной у нас крайне негативный, а тут вроде как при муже».
В фильме режиссера Романа Каримова «Неадекватные люди» (2010) показана одна из таких семей. Общение в современной семье носит фрагментарный характер, слабое взаимопонимание, зато большой уровень упреков и претензий друг к другу. Мать потеряла душевный контакт с дочерью, а дочь по отношению к старшим ведет себя демонстративно-вызывающе. Конечно, конфликт поколений отцов и детей был и раньше, о чем свидетельствует русская классическая литература, но раньше российское общество на глубинном уровне что-то объединяло – некая национальная идея, коллективное начало, самосознание народа. Сейчас эти ценности утеряны, взамен им пришли только идеи личного обогащения. Раньше во времена царской России на духовном уровне экзистенциальный вакуум заполняла вера, и хотя позиции РПЦ укрепляются в новой России, но опыт общения со студентами показывает, что вера не является ведущим фактором для современной молодежи. В СССР вера в единого Бога подменялась научным атеизмом с верой в построение коммунизма, однако эта идея потерпела фиаско и тем более не может являться фундаментом для обретения ценностей для подрастающего поколения.
Таким образом, одной из главных задач педагогической поддержки в туристском вузе – это помощь в обретении истинных гуманистических ценностей, осознание своего предназначения и смысла жизни. Нравственным ориентиром для создания таких ценностей могут быть взяты труды замечательных психологов-классиков гуманистической школы: Карла Роджерса [1] и Абрахама Маслоу [2] - стремление к построению уникальной, неповторимой жизни, наполненной творчеством (через нахождение личностных смыслов в выполняемой работе) и реальным добром по отношению к другим людям, т.е. это право на уникальность, не ущемляющее таких же прав других людей. Также представляется важным, чтобы в убеждениях человека присутствовали элементы развития, чтобы личность не оказалась зажатой в тисках собственных ограничений.
Такие ценности нельзя внушить или навязать, но педагог может, используя определенные методы, подвести к осознанию оных, т.е. создать необходимые условия для самоопределения студентов. Какие методы возможно использовать для достижения данной высокой цели? Какие бы методы ни использовались для педагогической поддержки студентов, главное – какой педагог их применяет. Для такого педагога данные методы должны быть органичны и естественны (аутентичность), иначе студенты интуитивно сосчитают несоответствие между высказываниями и поведением наставника и кредит доверия (а значит, и перспектива воздействия на студентов), будет утерян. Позиция педагога-наставника в данном случае меняется на позицию педагога-проводника по пути самопознания и обретения зрелости. Такая позиция, лишенная превосходства, создает атмосферу открытости и доверительности, столь необходимые в групповой работе.
Говоря о методах, в первую очередь можно назвать групповую работу: ценностно-ориентированный тренинг с продуманными ролевыми играми, активизирующие опросники [4], синема-группы (просмотр и обсуждение кинофильмов), сократовские диалоги; индивидуальное консультирование и др.
Естественная проблема студентов любого вуза – трудности адаптации в группе и ритму учебы на начальном этапе обучения (1,2 курс). На этом этапе педагогу рекомендуется провести тренинг на сплочение группы, но для его проведения также необходима определенная подготовка. В результате после прохождения таких занятий студенты становятся едины как группа, начинают более плодотворно учиться, получают удовольствие от нахождения в группе, поддерживают и помогают друг другу, начинают дружить.
Специфическая проблема студентов туристского вуза, требующая педагогической поддержки – это отработка коммуникативных навыков, снятие зажатости в общении, противодействие манипуляциям в общении на переговорах и формирование хорошей речевой культуры. Под развитой речевой культурой понимаются умение выражать свои мысли, в том числе, публично; навыки публичных выступлений (ораторское мастерство); исключение из своей речи слов-паразитов, весьма распространенных в молодежной среде - «как бы», «так», «вот», «видишь ли», «вообще», «так сказать», «значит», «короче» и т.д. Кроме того, студентам необходима помощь в решении личных проблем, проблем с самооценкой, а также управление гневом. Эти задачи решаются на  психологическом консультировании.
Спектр педагогической поддержки студентов туристского вуза призван оказать помощь в развитии личности и профессиональном и личностном самоопределении.


Список литературы

  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994;
  2. Маслоу Дальние пределы человеческой психики СПб.: Евразия,1999;
  3. Маховская О. Коммуникативный опыт личности, М., изд-во  ИП РАН, 2009;
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, М., Академия, 2009.

Опубликовано:

Сигаев, С.Ю. Проблемы педагогической поддержки студентов туристского вуза в процессе профессионального самоопределения [Текст] /С.Ю. Сигаев//Образование. Наука. Научные кадры. – 2011.-№4 – C.222-224.