Студентам

Качества личности

on 06 Октябрь 2012. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Педагогическая  поддержка студентов туристского вуза  в формировании профессиональных качеств личности

Данная статья посвящена проблеме личностных трудностей профессионального становления студентов туристского вуза. С какими трудностями сталкиваются студенты в личностном плане, которые мешают им быть профессионально эффективными? Каким образом, с помощью каких методов педагог, оказывающий педагогическую поддержку, может помочь студентам в преодолении данных трудностей? Опыт преподавания и психологического консультирования в Академии туризма позволяет утверждать, что застенчивость является сдерживающим фактором в профессиональном развитии и становлении некоторых молодых людей. Понятие застенчивости является общеупотребительным, но что оно из себя представляет на самом деле с позиций психологической науки, каковы ее причины, симптомы, на сколько она опасна, каковы ее виды и можно ли от нее избавиться? Модель педагогической поддержки в профессиональном становлении  включает в себя: профессиональные знания (знание основ психологии делового общения, основ техники продаж, знания особенностей туристского бизнеса), практические навыки (работы с клиентами, техника публичных выступлений, навыки личной эффективности), формирование профессиональных качеств личности (уверенность, проактивность, стрессоустойчивость, саморефлексия, мобильность). В этой статье мы подчеркиваем приоритет профессиональных личностных качеств, потому что они определяют,  как будут применяться профессиональные знания и навыки. Такое свойство личности как застенчивость может заблокировать и высокий уровень знаний и навыков.

Данные различных исследователей [5, 6], позволяют с уверенностью утверждать, что застенчивость – это явление всеобщее и глубоко распространенное. Оно свойственно людям любой возрастной категории, но все же чаще встречается в среде школьников, особенно подростков. В подростковом возрасте изменяется самооценка относительно отдельных характерологических черт, усиливается эгоцентризм, а вместе с ним и застенчивость. Что же собой представляет застенчивость и каковы ее причины? В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется толковым словарем В. И. Даля[1] как «охотник застесняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый». Энциклопедия практической психологии[2] трактует застенчивость как «болезненная щепетильность относительно впечатления на других, озабоченность обнаружения недостатка, страх публичных выступлений, конфуз при знакомстве, ужас перед авторитетами». Впервые феномен застенчивости рассмотрел американский социальный психолог, профессор Стенфордского университета Филипп Джордж Зимбардо (1977, 1990, 1999). По Зимбардо, застенчивость – комплексное состояние личности, выражающееся во взаимоотношениях с другими людьми, характеризуется страхом публичных ситуаций. По степени выраженности проявляется от легкого дискомфорта, до необъяснимого страха и глубокого невроза. Можно выделить внутренние (психофизиологические), поведенческие и социальные симптомы застенчивости.

Внутренними симптомами застенчивости являются:

  • дрожь в теле, слезы в глазах
  • общее чувство неловкости
  • внезапное покраснение лица и навязчивые мысли по этому поводу (эритрофобия[3])
  • потение, тошнота или скованность
  • чувство пустоты в желудке, комок в горле.

В поведении застенчивых людей проявляется скованность, несвязная речь, инконгруэнтность вербалики и невербалики. В социальном плане застенчивость проявляется в стремлении быть незаметным, не привлекать к себе внимание, сверстники относятся к застенчивым подросткам как «козлам отпущения». Кроме того, застенчивые дети зависимы от негативной оценки других, социально пассивны, бездеятельны. Когда застенчивость накладывает отпечаток на всю личность человека, то неуверенность в себе становится постоянной патологической чертой характера, такая акцентуация личности определяется как психастеническая. Понятие психастении ввел французский психиатр, автор психологии поведения (не бихевиоризм) Пьер Жане[4] в 1911 г., под которой он понимал болезненные сомнения, бесплодные мудрствования, навязчивые состояния и боязнь навязчивых представлений. Застенчивому человеку свойственна пониженная самооценка, страх унижения, постоянные сомнения, пониженное уважение к себе. Застенчивые люди могут найти отдушину раскрепощения в алкоголе и часто алкоголизируются, таким образом, груз их проблем нарастает. Застенчивость является настоящей проблемой для многих людей, потому что приводит к трудностям продвижения по карьерной лестнице и вступлению в брак. У застенчивых людей мало или вообще нет друзей, слабо выражены социальные связи. В качестве компенсации застенчивые люди пытаются реализоваться через виртуальное пространство сети интернет, обрастая мнимыми «френдами», прячась за выдуманными «никами». По нашим данным, в старших классах школ (9-11 кл.) находятся застенчивые учащиеся (20-30%), но в некоторых классах может доходить до 60%. В дальнейшем некоторые юноши и девушки, поступившие в университет, в состоянии преодолеть свою застенчивость, но определенная часть (10%) продолжают оставаться застенчивыми. Филипп Зимбардо [6] приводит статистику, по которой более 80% опрошенных сообщили, что в тот или иной период своей жизни они испытывали застенчивость — либо в настоящем, либо в прошлом, либо всегда. При этом более 40% из них признали себя застенчивыми на момент опроса. Около 60% страдают от застенчивости лишь время от времени, но случаи, когда это происходит, они считают настолько существенными, что относят себя к застенчивым. По-настоящему застенчивыми себя считают 4% опрошенных – они были стеснительны всегда, во всех ситуациях и практически со всеми людьми.

По степени выраженности предлагается классифицировать виды застенчивости по следующим критериям: сила/слабость стеснительности; уровень выраженности наследственного фактора и/или общая личностная несформированность;  уровень адаптации личности в окружающей социальной среде (рейтинг популярности у сверстников).
1. Легкая степень застенчивости – выражается в том, что субъект способен волевым усилием преодолевать симптомы застенчивости и адаптироваться в социальной среде. Застенчивость на данном уровне имеет слабую выраженность наследственного фактора и за счет личностного роста, укрепления характера легкая степень застенчивости преодолевается естественным образом. Имеет средний рейтинг популярности у сверстников; 2. Средняя степень застенчивости – субъект частично адаптируется в социальной среде, но иногда не может подавить симптоматику застенчивости – не может выступить перед аудиторией, познакомится, общаться с незнакомыми людьми и имеет невысокий рейтинг популярности у сверстников. Наследственный компонент застенчивости уже более явно выражен, поэтому требуется много усилий для преодоления застенчивости. В некоторых особо важных случаях субъект напрягается, переступает свои комплексы и преодолевает барьер отчуждения. Есть узкий круг верных друзей. Избегает шумных компаний, средняя степень выраженности социофобных реакций; 3. Тяжелая степень застенчивости (социофобия) – субъект живет одинокой жизнью, социальные контакты сведены до минимума, избегает социальной активности, отшельник, изгой, человек-в-себе. Субъект смирился со своей застенчивостью и свел к минимуму социальные контакты и не пытается рассчитывать на что-то большее в жизни.

Следует отличать застенчивость от скромности, потому что дефиниции этих понятий часто смешиваются в сознании людей. Толковый словарь Даля трактует скромность как: добродетель, моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам;  - это форма осознания личностью своих обязанностей перед обществом и окружающими людьми. Скромный человек потому не придает особого значения своим положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. В толковом словаре Ожегова[5] скромность понимается как черта характера человека, выражающаяся в умеренности во всех требованиях, не стремление к богатству и роскоши, отказ от лидерства, соблюдение рамок приличия, степенность общения с другими людьми. Таким образом, понятие скромности, с одной стороны, имеет нечто общее с застенчивостью: внешняя покорность, отказ от демонстрации своих достоинств, отказ от лидерства. Однако, застенчивость характеризуется определенной симптоматикой, психокомплексами и  способна серьезно осложнить самореализацию личности в карьере и личной жизни.

В целом в данной программе автор придерживается подхода Ф. Зимбардо, который относится к застенчивости как к социальному заболеванию, поддающемся коррекции через систему занятий, упражнений, целенаправленной работы над собой. Для оказания психолого-педагогической поддержки застенчивых студентов автором разработана специальная программа, включающая групповые методы работы и индивидуальное психологическое консультирование. Программа основывается на  идеях педагогической поддержки О.С. Газмана[6], гуманистическом подходе в педагогике и психологии, который исходит из следующих предпосылок[7]:

  • В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться.
  • Ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность.
  • Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировоззрения.
  • Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции.
  • Идеал развития - гармонически развитая личность.

Для достижения практических задач программы мы опираемся на когнитивно-поведенческий подход в психотерапии, который в настоящее время пользуется популярностью у психотерапевтов во всем мире. Суть этого подхода в проработке на уровне мыслей и убеждений, внутренних представлений и моделирование, тренировка новых способов эффективного поведения. Программа состоит из нескольких этапов, за счет работы в группе и работы над собой на каждом этапе подростки выстраивают обновленное представление о себе, способным к преодолению своих симптомов, с новым пониманием себя, свободно реализующего себя в обществе.

-         Задачи первого этапа: запустить процессы групповой динамики, создать рабочую творческую доверительную атмосферу в группе, выявить индивидуальные проявления застенчивости участников. В первом блоке подростки пытаются лучше понять себя, ведущий группы с помощью психологических методов актуализирует в них ценности самоуважения, чувства собственного достоинства. Опираясь на опыт ведения тренинговых молодежных групп, можно уверенно заявить, что юноши и девушки имеют зачастую неразвитое представление о самих себе, их Я-концепция достаточно аморфная и диффузная. Упражнения и проективные методики, проводимые на данном этапе помогут студентам лучше познать себя, проговорить все то, что оставалось невыраженным. На первой встрече ведущий объявляет правила работы группы поддержки. Эти правила являются универсальными для групповой работы, мы опираемся на правила изложенные в психологической литературе [9]:

  1. Обращаемся к друг другу на «Ты»
  2. Групповые занятия начинаются в точно обозначенное время. Своевременное появление всех участников группы помогает настроиться на работу и создать доверительную атмосферу
  3. Согласие на участие в различных заданиях (потом вы поймете их смысл)
  4. Приветствуется выражение любых чувств, в том числе, тяжелых или негативных, а так же недовольства и возражений по поводу групповых тем и ситуаций
  5. Каждый принимает на себя ответственность за свои высказывания на группе
  6. Критические замечания в адрес Другого предпочтительно оформлять в виде "Я - высказываний". Например: "Когда ты говоришь так, я чувствую - думаю - ощущаю..." Если у вас возникает потребность критиковать поступки Других - будьте готовы предложить свою альтернативу
  7. В групповом общении мы по возможности избегаем оценочных суждений. При соблюдении предыдущего пункта, количество критических замечаний снижается автоматически. Можно добавить, что чрезмерная самокритика (критика в свой адрес) также нежелательна
  8. В групповом общении рекомендуется избегать давать своим со-группникам прямые указания по вариантам их "спасения", советы и однозначные рекомендации. Если от участника есть запрос на ваш совет - оформляйте его вводными: "В своем опыте...По моему мнению...На мой взгляд..." вместо: "Тебе надо сделать - подумать - почувствовать так-то"
  9. Правило «Стоп!»: если участник группы хочет выйти из темы обсуждения или прервать свое участие в упражнении.
  10. Группа может вырабатывать дополнительные правила по мере необходимости.

-         Задачи второго этапа: научить навыкам общения и отрепетировать типичные социальные ситуации, вызывающие симптомы застенчивости. Такими ситуациями для застенчивых людей обычно являются: ситуации общения с представителями противоположного пола; ситуации публичности, когда субъект становится в центре внимания аудитории; ситуации общения с лицом более высокого социального статуса и ситуации общения с незнакомыми людьми. Для того, чтобы преодолеть застенчивость в этих ситуациях студенты научатся преодолевать барьеры общения, интерпретации невербальных сигналов,  примут участие в тренинге ораторского мастерства, ознакомятся с понятиями психологической защиты и манипуляции в общении. Заканчивается второй этап занятием на закрепление пройденного материала и актуализации чувства доверия друг к другу, что положительно влияет на групповую сплоченность.

-         Задачи третьего этапа: поднятие личного рейтинга в группе сверстников, увеличение социальных связей. Переход к новой Я-концепции успешного в жизни и уверенного в себе человека. Третий этап посвящен теме самоэффективности, которая реализуется через обретение уверенного поведения (тренинг ассертивного поведения), обучение техникам релаксации, обучение работы со своими мыслями (АВС-таблица), ознакомление с моделью высокоэффективной личности по Стивену Кови и психологией оптимизма.

Каждый этап в данной программе является ступенькой, ведущей к следующему этапу, при этом студенты будут вести свою самостоятельную работу по закреплению пройденного материала в группе. Ситуации, вызывающие застенчивость должны будут отработаны в реальных условиях. Обсуждение успехов и неуспехов участников группы в преодолении своей застенчивости в реальных ситуациях проводится в доверительной обстановке, по необходимости ведущий проводит со студентами индивидуальные консультации, чтобы помочь разобраться в себе на более глубоком уровне.

Во время проведения программы в психике обучаемых происходят изменения через работу следующих психологических механизмов и техник (рис. 1): - техника проигрывания роли общепризнанна эффективна при помощи застенчивым людям (Зимбардо, 1977), т.е. то поведение, которое обычно для подростка является недостижимым, через проигрывание роли исполняется, минуя напряжение и зажатость. Механизм проградиентных изменений (С. Харитонов , 2009; М. Эриксон, 1980) позволяет приближаться к эффективному исполнению социальных действий через постепенное приближение, небольшими порциями. Через механизм подражания и идентификации участники группы будут подсознательно усваивать новые успешные модели поведения от более раскованных ровесников и ведущего группы.

Рис. 1 Механизмы преодоления застенчивости в программе психолого-педагогической поддержки

Работа в туристическом бизнесе выражается в множественных контактах с различными людьми, при этом весьма большая часть лиц будет скорее всего незнакома для менеджера по туризму. Симптомы застенчивости могут крайне нежелательно сказаться на рекламе туристского продукта, неубедительная сбивчивая речь может привести к желанию у клиента обратиться к другому туристическому оператору. Следует отличать застенчивость от скромности, потому что дефиниции этих понятий часто смешиваются в сознании людей. Только настойчивая целенаправленная работа над собой в сочетании с психолого-педагогической поддержкой способна компенсировать данный поведенческий дефект и открыт личности путь к успеху и самореализации. Чем более выражен в застенчивости наследственный компонент, тем тяжелее она преодолевается и компенсируется. Тем более застенчивому студенту, обучающемуся в туристском вузе, необходима педагогическая поддержка в профессиональном становлении.

Список литературы:

  1. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ под науч. ред. В.А. Чикер, СПб, Речь, 2007. – 368 с.
  2. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Говори и властвуй: Ораторское искусство для каждого, М., АСТ, 2007. – 117 с.
  3. Биик Дж. Тренинг преодоления социофобии. Руководство самопомощи, М, Изд. Института психотерапии, 2003. – 240с.
  4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов СПб., Питер, 1997. – 224 с.Вемъ А. Застенчивость и как с ней бороться, СПб, Питер, 2011. – 256 с.
  5. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться, СПб, Питер Пресс, 1996. – 256с.
  6. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога, М., Эксмо, 2008. – 848 с.
  7. Рудестам К. Групповая психотерапия, М, Прогресс, 1990. - 368с.



[1] Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка, М, Рипол Классик, 2011. - 2750 с.

[2] http://www.psychologos.ru – Психологос. Энциклопедия практической психологии

[3] Покраснение лица, или эритрофобия, характеризуется появлением красных пятен на лице или покраснением всего лица в стрессовых ситуациях. Иногда это явление настолько выражено, что лицо может быть красным и в спокойной обстановке. Зачастую это доставляет очень сильные неудобства: знакомство с новыми людьми, выступление на публике, обсуждение проблем и даже банальная дискуссия - все это заставляет человека с блашинг-синдромом краснеть сильнее окружающих, что, конечно же, выдает его волнение (источник: http://www.medicaldoctor.ru/endo/endo3.htm)

[4] Жане П. Психологическая эволюция личности, М, Академический Проект, 2010. – 399с.

[5] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

[6] Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман // Новые ценности образования. - М., 1996. - Вып. 6. - С. 10 - 37.

[7] http://www.psychologos.ru – Энциклопедия практической психологии, проект проф. Н.И. Козлова

 

Опубликовано:

Сигаев, С.Ю. Педагогическая  поддержка студентов туристского вуза в формировании профессиональных качеств личности [Текст] /С.Ю. Сигаев // Вестник РМАТ. –2012.-№2. – С.123-128.