Уровни индивидуации по Юнгу

on 24 Декабрь 2012. Posted in Психология

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

цитата из диссертации Натальи Евгеньевны Невярович "Процессуальная психотерапия"

данная информация очень важна, пока мои комменты в разработке..


Психоаналитическая концепция К.Юнга выбрана  в качестве основной теоретической психологической базы процессуальной психотерапии, т.к. она способствует проникновению в область глубинного, трансперсонального. К.Юнг ввел понятие индивидуации, описывающее стремление человека к постижению смысла жизни и глубочайшему самопознанию всех аспектов личности. Процессы индивидуации[1] и инициации[2] можно рассматривать как ступени эволюции личности. Во время  процессуально-ориентрованной психотерапии (process-oriented work) клиент постепенно проходит различные  уровни сознания (этапы индивидуации)[3]:

Первый уровень. Реальность рассматривается с позиций классической физики. Согласно этой модели мир строится на линейных причинно-следственных связях. Этот уровень соответствует первому этапу индивидуации и соответствует материалистическому (рациональному) взгляду на мир: мир состоит из отдельных объектов; человеческие существа также отделены; жизнь начинается с рождения и завершается смертью; время - линейная функция. Этот уровень соответствует подходам рациональной психологии, классической медицины.

Второй уровень. Согласно теории относительности пространство и время не существует отдельно. Они теснейшим образом переплетены и образуют пространственно временной континуум, представляющий четырехмерную систему отсчета. Субатомные частицы обладают двойственным характером, - они могут вести себя как твердая частица или волна.  На этом уровне происходит интеграция материала, находящегося в подсознании - теневой области нашей личности, включающей тенденции, желания, воспоминания и переживания, относящиеся к биографическому уровню. Восприятие мира на этом уровне во многом схоже с взглядами квантовой физики, психосоматической медицины, психоанализа.

Третий уровень сознания аналогичен физике многомерных пространств. На этом уровне возможен энергетически беззатратный и не знающий скоростных ограничений перенос информации; время гибко и может переходить в прошлое и будущее, взаимодействие носит информационно-энергетический, а не материально-энергетический характер. Основная задача метода на этом этапе, как и религии,  -  возвращение к первичной субстанции, истокам. Здесь наше Эго встречается с иными планами реальности: архетипами коллективного бессознательного: нашей душой; духом, а также духовными измерениями, имеющими иные пространственно-временные законы и планы существования, и представляющие собой независимые комплексы.  На этом уровне современная научная парадигма смыкается с верованиями духовных традиций, шаманизма. Принимается существование множества измерений.

Четвертый уровень реальности – когда абсолютное «НИЧТО» проявляется в двух разных состояниях, соответствующих упорядоченному и неупорядоченному состоянию абсолютного вакуума. Это современное видение созвучно с идеей творения реальности из пустоты, что отражено во многих религиозных и философских представлениях Запада и Востока.

В  процессуальной психотерапии прохождение в глубины происходит не за счет воспоминаний, а при переживании материала заново и интеграции на новом уровне. Это происходит за счет исчезновения границ между сознательным и бессознательным, и совмещением третьего уровня реальности с первым. Если на первом и втором уровнях архетипы (комплексы) проявляются непосредственно через соматические и психические симптомы, то здесь они начинают проявлять себя напрямую. В этой реальности пациент может иметь самые разнообразные переживания, поскольку в этом случае происходит трансценденция   не только временных, но и пространственных границ[4].

Переход и интеграцию каждого уровня (подуровня) можно рассматривать как кризис трансформации личности, духовный кризис или инициацию. В соответствие же с инициацией происходит процесс индивидуации.



[1] Индивидуация – процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности. Процесс индивидуации представляет два основных этапа: 1 - посвящение или инициация во внешний мир и завершается формированием структуры Эго (Персоны); 2 – посвящение в мир внутренний, являющийся процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной (процесс «восамления»). [В. Зеленский,1996]

[2] Инициация (initiation от лат. Initio «начинать», «посвящать»)-  переход индивида от одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц, и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения по направлению к  осознанию. Инициация тесно связана с исцелением. [В. Зеленский,1996]

[3] Карта личности и соответствующие ей этапы индивидуации (уровни сознания) по Юнгу во многом совпадают с современными представлениями об уровнях реальности Вселенной (например, теория Г.И. Шипова).

[4] Например, опыт существования вне тела, перемещение в пространстве  и т.п.