Студентам

Выживание гуманитариев

on 25 Декабрь 2012. Posted in Статьи в стол

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Многие гуманитарные вузы не добирают студентов, чтобы достойно заполнить аудитории и стоят, таким образом, на грани дефолта. Виновата ли в этом только демографическая яма или кризис высшего профессионального гуманитарного образования усугубляется и другими провалами в Системе? Каковы нынешние студенты-гуманитарии, как можно усовершенствовать педагогический процесс, как живется преподавателю гуманитарного вуза?  Об этой животрепещущей теме и посвящается моя статья.

Если учиться на педагога абитуриенты идут довольно-таки осознанно, то получение психологического образования имеет букет разных мотивов. Первый: целенаправленно ориентированные студенты, которые хотят стать психологами, но таких немного. Это фанаты психологии, жадные до знаний. Вторая категория студентов учатся для себя и хотят интересной учебы. Они ценят самосовершенствования, саморазвития. Но если учебный процесс не привлекателен, то они либо уходят, переводятся в другие вузы, либо пополняют категорию безразличных людей. Итак,  третья категория: безразличные и случайные люди, никакие. Учатся чисто формально, терпеливо  ждут диплома. Они знают, что без диплома нынче никуда – прагматики. Их интеллектуальный потенциал невелик и идеалы самоактуализации не мотивируют. К концу обучения такие студенты максимум что умеют – генерировать наукообразный текст, что для психологии не очень трудно при умелой манипуляции такими понятиями, как «деятельность», «личность», постоянно ссылаясь на Выготского и Леонтьева. Четвертая категория студентов очень особенная: в нее входят обучающиеся со специальными потребностями (ДЦП, шизофрения, глухонемые, олигофрения) и другие "как бы студенты": эмигранты из Средней Азии, не владеющие русской речью и есть еще другие особенные студенты, которых не буду упоминать, но их студенческая учеба вызывает закономерную тревогу.. И я, как преподаватель, пытаюсь им что-то преподать, но лучшая позиция - не связываться, иначе самому дорого станет. Ведь за ними теперь стоят "большие люди".Круто

Чтобы  привлечь студентов в гуманитарный вуз, сначала необходимо выяснить, какие факторы рекламы наиболее действенны? Для России всегда было актуально «сарафанное радио», когда из уст в уста передают информацию, так формируется общественное мнение. Достоверно известен и подтвержден эффект так называемых агит-бригад. Но главной составляющей успеха любого гуманитарного вуза является все тот же педагогический процесс, само обучение, потому что студенты приходят в вуз именно ради него, он - альфа и омега всего!  Студенты ценят организацию учебного процесса, чтобы почувствовать полезную нагрузку. Кроме того, большинство студентов активно участвует в виртуальной среде интернет, ребята современные и желают, чтобы обучение велось на современном уровне, а не как 40 лет назад! Предлагаю рассмотреть некоторые факторы для решения этой проблемы:

- TV-панели в каждую аудиторию! Стоят такие телевизоры сейчас недорого и дают при этом хорошее качество картинки при любой освещенности! Проекторы – устаревшее оборудование, просим убрать. Проектор дорог, его свет слепит глаза, в светлое время, если слишком яркий день, то картинка блекнет. TV-панель с LED-подсветкой обеспечивает принцип наглядности обучения. Преподаватель подключает свой ноутбук по HDMI-кабелю – и получает яркую сочную картинку для показа своей презентации и видео, и возможность озвучки через встроенные динамики устройства. Сейчас в любом вузах стены коридоров усеяны  пустыми черными экранами! Что они там делают, если им место – в аудиториях? На телеканале "Культура" видеолекции правильно организованы - трудно представить проектор в данной ситуации!

- психогеометрия пространства: парты и стулья в аудитории должны не образовывать единый стальной комплекс, а быть раздельными. Тогда преподаватель может моделировать пространство аудитории для задач обучения: провести тренинг, дискуссию, игру и т.д. Обучение через переживание, пропущенное через опыт..что может быть лучше?

- селекция дисциплин: пустые дисциплины с яркими заголовками (типа «инженерная психология», "психология конного спорта", "психология космонавта"Подмигиваю) предлагаю убрать, а добавить таких, которые формируют у  студентов реальные профессиональные компетенции: чтобы студент мог продумать, организовать и провести психологический тренинг, владел навыками групповой работы и психодинамики, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапия, владел психодиагностическими методиками.

В одном вузе студенты просили деканат пересмотреть учебные планы и внести такие дисциплины. Нуль реакции сотрудников деканата. Я предлагал им со своей стороны включить такие спецкурсы как нейролингвистическое программирование, когнитивно-поведенческая психотерапия, транзактный анализ, видеотренинг. И сертификаты у меня есть и желание. Аналогично, нуль реакции!

Некоторые нужные дисциплины реализуются формально и ничему не учат. Рассмотрим информатику. Я не видел ни одного реального преподавателя по информатике, вызывавшего уважение к уровню его знаний! Кроме того, ни один из них не владел методикой обучения! Т.е. реально научить чему-либо они фактически не способны. Не дай Бог, допустить такого специалиста к выполнению реальных задач: сделать сайт, собрать компьютер, знание софта – всем этим обычно информатик не владеет, потому что его планка знаний остановилась очень давно. Однако, со самомнением о себе как о великом специалисте, разумеется, все в порядке. Он может часами размышлять о теориях информатики, все на словах! Некоторые студенты очень нуждаются в компьютерных знаниях и навыках, таких мало – один человек на группу, но все же. Кроме того, остальные студенты кроме бдения в социальных сетях тоже ничего не умеют. И здесь знающий преподаватель может многим помочь: показать как добывается контент в сети, как порезать или склеить видео, пользоваться фотошопом, научить основам антивирусной безопасности, как создать свой сайт, как вести свой блог, как подключить и починить it-технику и многое  другое. Такое нужное и необходимое обучение могло бы быть, но все сведено к галочке, пустой формальности. Отсутствие русскоязычного софта только отягощает обучение – Виндовс и остальной софт обычно англоязычный.

Другой пример: когда ведение дисциплины «Педагогика» напрочь убивает любовь и интерес к ней. За высокими словами о гуманизации образования здесь-и-сейчас студенты видят авторитарное поведение, надменность педагога. Или за время дисциплины "Психологическое консультирование" студенты не стали свидетелями ни одной реальной консультации.

-рейтинг преподавателя. От того, хорошо ли, интересно ли, с душой проведены лекции или наоборот, ничего не меняется. Предположим, подготовил преподаватель спецкурс, вложился в него целиком. Студенты в восторге, ок. На следующий год этот же спецкурс ведет другой преподаватель, поднимая его с нуля. От того, хорошо ли я готовлюсь или нет, успешны мои лекции или нет ничего не зависит. (Вспоминаются опыты по выученной беспомощности Мартина Селигмана в 60-70 х годах прошлого века в США). А объем энтузиазма преподавателя тоже не резиновый, и постепенно начинает сдуваться вдохновение, пропадает драйв.Так и хочется сказать, если ты такой умный, то почему ты до сих пор здесь (в России)? Евтушенко с женой преподает русскую литературу в США, там ценят преподавательский труд.


Подытоживая все вышесказанное, что хотелось бы сказать? Рейтинг вуза, его выживаемость в конечном счете упирается в качество учебного процесса, и это качество зачастую оставляет желать лучшего: аудитории часто не оборудованы как надо; преподаватели озабочены процессом выживания, чем учебным процессом, а студенты существуют как бы сами по себе.

Очень хочется верить, что "потерянные" группы студентов превратятся в вдохновленных сотворцов науки и практики (а не потребителей, как хочет бывший министр образования г-н Фурсенко)!  Потому что очень многое у нас для этого есть! Что нам мешает? Я думаю, формализм, инертность и неправильное распределение приоритетов (убеждение, что интеллектуальный труд должен оплачиваться дешево)..