Студентам

Использование процессов групповой динамики на курсах переподготовки педагогов

on 20 Март 2013. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

статья для конференции МГПУ
"Актуальные вопросы повышеня квалификации педагогических и
руководящих работников сферы образования г. Москвы " (18 апреля 2013 года)
=========================================================

Сигаев, С.Ю. Использование процессов групповой динамики на курсах переподготовки педагогов [Текст]// С.Ю. Сигаев//Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы. Сборник матириалов IV международной научно-практической конференции.- Ярославль-Москва: Издательство "Канцлер", 2013. - С.33-27.

 

 

 

Как сделать курсы переподготовки, курсы повышения квалификации педагогов более эффективными, чтобы во время прохождения подобных мероприятий педагоги не «отбывали трудовую повинность», но повышали бы свое мастерство, обогащаясь новыми новаторскими знаниями, оригинальными идеями и профессиональными компетенциями? В нашей статье мы хотим показать, каким образом, используя личностно-деятельный подход и современные коммуникативные и it-технологии курсы переподготовки педагогов могут превратиться в зону ближайшего развития, некое творческое пространство, клуб единомышленников.

Автор опирается на опыт ведения курсов по переподготовке педагогов на станции Юных туристов (Москва, Фили) в 2011 и 2012 годах. Преподаватель, ведущий подобные курсы, сталкивается с определенными трудностями в проведении занятий с педагогами. Первая трудность заключается в том, что группы педагогов, проходящих переподготовку, неоднородны по возрастному критерию, их личностные особенности необходимо учитывать в работе. В ходе проведения курсов выяснилось, что не всегда возраст определяет реакцию педагогов на новый материал. В соответствии с классическими представлениями психологов [1] можно было бы предположить, что молодые педагоги (25 – 40 лет) более открыты новой информации, восприимчивы к знаниям, более лояльно настроены к процессу обучения, чем педагоги более зрелого возраста (40 – 55 лет), которые  имеют свою более устоявшуюся систему представлений и не склонны к ее изменениям. В соответствии с классическим подходом возрастных психологов педагоги более старшего возраста (от 55 лет) проявляли бы плохую обучаемость, не проявляли бы интереса к новым знаниям, вплоть до демонстрации конфликтного поведения по отношению к преподавателю. Однако, эти ожидания не подтвердились. Возрастные педагоги (от 55 лет) с интересом воспринимали новые знания, с удовольствием участвовали в обсуждениях и дискуссиях, быстро понимали сущность обсуждаемых педагогических явлений. Но следует обратить внимание, что наибольшее значение на обучаемость по нашим наблюдениям оказывают такие личностные качества как любознательность, эмпатичность, рефлексивность. Кроме того, немаловажными показателями являются коэффициент интеллекта и социальный интеллект.

 

Что же поможет преподавателю курсов повышения квалификации организовать эффективное обучение? Мы считаем, что во первых необходимо обеспечить хороший позитивный контакт преподавателя с группой. Понятие контакта в данном случае рассматривается в контексте представления о групповой динамике. Базовое понятие о групповой динамике было разработано немецко-американским психологом, профессором Берлинского университета Куртом Левиным. К. Левин [2] выделял три последовательные стадии в групповой динамике: «Размораживание» - подготовка группы к плодотворной работе и готовность к восприятию других участников; «Изменение или движение» - продуктивная работа группы; «Повторное замораживание» - группа достигла своей цели, межличностные отношения участников свертываются, группа распадается.

Бизнес тренер, НЛП-тренер и коуч Михаил Пелехатый [3] характеризует процессы групповой динамики как определенные взаимодействия участников группы между собой и ведущим, в ходе которых группа неизбежно продвигается по своим стадиям развития. К процессам групповой динамики в социальной психологии относят стили руководства и лидерство; образование подгрупп по интересам; принятие групповых решений и мнений; структурирование группы, где каждый занимает свою ролевую нишу; изменение ролей членов группы; групповые нормы, правила и система ценностей; воздействие на поведение; потребность в общности и одобрении другими; конфликты и т.д.

 

Рассмотрим первую фазу психодинамики «Участник - Ведущий», основная особенность которой заключается в определении границ между ведущим и участниками. Данная фаза состоит из двух подфаз: первая подфаза обозначается как «Кризис авторитета» и характеризуется борьбой за лидерство и власть. Группа борется с ведущим, определяя границы влияния на него, подвергая сомнению его профессиональную компетентность и педагогический авторитет. На этой подфазе отдельные члены группы  с молчаливого одобрения остальных участников бросают вызов преподавателю, что проявляется в язвительном тоне вопросов, ироничных высказываниях и т.д. Преподавателю рекомендуется проявить свою твердость и тактичность. Ведь по сути, активные участники группы пытаются выбить его из профессиональной позиции и перевести общение «на личности». Однако, следует иметь в виду, что выдержав борьбу на подфазе «Кризиса авторитета» спустя некоторое время, особенно в связи с приходом нового участника группы или уходом прежнего, идет проверка ведущего. Сущность первой подфазы параллельной фазы заключается в проверке преподавателя, на сколько он достоин вести эту группу?
Вторая подфаза обозначается как «Кризис близости» происходит перераспределение ролей в группе, происходит тонкая корректировка ролей и рейтингов, обозначаются центры влияния.

 

Вторая фаза «Включение» является полурабочей, на ней участники переключают внимание с личности преподавателя и проверяют уровень близости между друг другом. Опасность этой фазы заключается в образовании микрогрупп по 3-4 человека, которые перестают реагировать на группу и имеют тенденцию к замыканию в внутри себя. Для нейтрализации микрогрупп помогает правило – каждое упражнение, игру нужно проводить с новыми участниками. Когда микрогруппы перестают существовать и группа чувствует себя одним целым организмом, это означает, что включение произошло и группа готова перейти на следующую фазу.

 

Третья фаза «Взаимность» является рабочей, характеризуется продуктивной работой группы, чувством доверия и дружеские отношения между участниками и ведущим. На этой фазе отсутствует борьба за власть и влияние, группа успешно осваивает новый материал. Глубина рабочей фазы определена степенью прохождения предыдущих фаз: на сколько ведущий смог подтвердить свое право на лидерство, на сколько участники группы смогли принять друг друга. Преподавателю желательно насытить занятия полезным и необычным для участников содержанием, не прятаться за маску социального статуса, уметь общаться с группой, чувствовать процессы происходящие в группе. Для поддержки позитивной психоэмоциональной атмосферы помогает традиция чаепития после окончания занятий. Ведущий и участники группы общаясь в неформальной обстановке лучше раскрываются и понимают друг друга. Поведение ведущего на чаепитиях является тоже своего рода техникой, потому что требует особой подготовки: домашние заготовки в виде шуток, смешных историй, для того, чтобы развлечь группу и помочь расслабиться. С педагогической точки зрения чаепитие является своего тонкой игрой, в которой преподаватель снова подтверждает свое право на лидерство.

 

Четвертая фаза «Завершение» создает чувство завершенности обучения у участников группы, полученные знания и умения интегрируются в профессиональное Я участников. Последняя встреча проводится в особом формате с ощущением праздничной завершенности и легкой печали. Ведущий поощряет самораскрытие участников, чтобы каждый смог поделиться своими переживаниями, которые у него накопились во время прохождения курса. Изменение позиций участников проявляется в сравнениях типа «сначала я чувствовал закрытость и скованность» к «мне очень понравилось то-то и то-то; я так привык к вам всем» и т.д. Ведущий на этом завершающем этапе должен сделать все возможное, чтобы у группы осталось целостное впечатление о курсе, чтобы отдельные темы образовали некую целостность, гештальт. Для этой цели рекомендуется легкая медитация на интеграцию опыта, которая также должна быть хорошей домашней заготовкой, где приятные образы ассоциируются с пройденными темами.

 

На протекание групповой динамики влияют такие факторы как подготовка преподавателя, численность участников, время, место и цель – раскроем их. Преподаватель должен понимать происходящие процессы взаимодействий и свою роль в них. Он должен стать авторитетным лидером для группы. Если группа выдвигает неформального лидера, то  ним желательно установить отношения сотрудничества. При малом количестве участников (2-4 человека) групповая динамика протекает в слабовыраженной форме, но если количество участников группы является оптимальным (6-14), то процессы проходят экспрессивно, бурно, на высоком уровне эмоций. При большем количестве участников (от 15 и выше) группа будет разбиваться на микрогруппы и застрянет на фазе I (параллельная фаза) с ее кризисами авторитета и близости. Если ведущий не учитывает процессы групповой динамики, то она переходит в слабовыраженную форму и курс становится чисто формальной процедурой, ориентированной на оценку или зачет. Группа постарается выучить теоретический материал, но не сможет освоить практические знания. Для процессов групповой динамики необходимо определенная продолжительность во времени (например, два месяца при частоте встреч раз в неделю). На курсах переподготовки на станции Юных туристов временные рамки составляли около 6 месяцев, что благоприятным образом сказалось на групповой динамике. Пространство для проведения занятий должно быть комфортным для участников, должна быть возможность для передвижения столов и стульев. Цель для группы очевидна – прохождение курсов переподготовки и получение сертификата позволяет участникам успешно пройти аттестацию по месту работы, открывает перспективы дальнейшего профессионального роста. Важно, что эта цель добровольно принимается всеми участниками группы и мотивирует их изначально на посещение занятий.

 

В заключении подчеркнем, что учет процессов групповой динамики позволит перевести подготовку педагогов на качественно новый уровень, потому что профессионально значимые умения и навыки будут усвоены должным образом. Вместе с тем, для самих педагогов-участников группы и для преподавателя такой курс станет ярким событием в жизни, полным положительных эмоций и радости познания.

 

 

Литература

 

 

 

  1. Ильин Е.П. Психология творчества креативности одаренности. -  СПб.: Питер, 2009, - 448 с.
  2. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.
  3. Пелехатый М., Чекчурин Ю., Габов В., Васенев А. НЛП в переговорах. – М.: Твои книги, 2013. – 128 с.