Студентам

Психологичекая помощь суицидальным подросткам

on 28 Май 2013. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев, С.Ю. Особенности психологической помощи подросткам с суицидальными намерениями [Текст] // С.Ю. Сигаев // Вопросы образования и науки в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апреля 2013 г.: в 11 частях. Часть 11; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С. 85-86.

 

Особенности психологической помощи подросткам с суицидальными намерениями

Проблема самоубийств среди подростков в России подтверждается данными статистических исследований, а специфика психологической помощи подросткам с намерением совершить самоубийство освещена недостаточно. По данным Всемирной организации здравоохранения и детского фонда ООН –ЮНИСЕФ, по уровню смертности от самоубийства среди подростков Россия занимает первое место в Европе, а также одно из первых мест в мире. Частота суицидов 10-14-летних детей находится в пределах 3-4 случаев на 100 тыс., среди подростков 15-19 лет отмечается 19-20 случаев. Эти показатели в 2,7 раза превышают средний мировой показатель по данной возрастной категории. Но каковы причины, влияющие на формирование суицидальных замыслов подростков? И.Г. Малкина-Пых (2005), Г.В. Старшенбаум (2005) выделяют такие причины мотиваций к суициду у подростков как: депрессия, острое переживание психологического кризиса отношений в родительской семье, проблема неразделенной любви, чувство социального  отчуждения, негативное мышление. Э. Шнейдман описал такие общие черты, характерные для всех суицидентов, как невыносимую психическую боль, сужение когнитивной сферы на негативных мыслях, невозможность изменить существующую ситуацию (Э. Шнейдман, 2011). Автор провел самостоятельное исследование суицидальной мотивации молодых людей на интернет-форуме самоубийц (http://samoubiistvo.ru/forum). К вышеперечисленным факторам, влияющих на суицидальные намерения подростков, можно добавить следующие: - проблема профессионального и жизненного самоопределения (родители навязывают свои представления о карьере); - пугающая бессмысленность своего существования (все обучение в школе свелась к натаскиванию на сдачу ЕГЭ, внутренний мир подростка никого не интересует); - комплекс неполноценности, чувство собственной ущербности, в том числе из-за нетрадиционной сексуальной ориентации; - юношеский максимализм; - венерическое заболевание или тяжелое заболевание (СПИД или рак); - трудности установления межличностных отношений, отсутствие популярности у сверстников; - отсутствие радости в жизни; - из чувства протеста против социума и родителей; - ситуации унижения собственного достоинства, психические травмы на сексуальной почве; - влияние психоактивных веществ на стремление покончить с собой. Основываясь на опыте психологического консультирования автор предлагает следующие рекомендации для оказания эффективной психологической помощи подросткам с суицидальными намерениями.

 1. Любое терапевтическое воздействие должно проходить в раппорте, в атмосфере сотрудничества и доверия с  клиентом, необходимо преодолеть первичное негативное отношение, если такое имело место быть. Подростки очень чувствительны к фальши, лжи, отрицают нравоучения, поэтому консультанту нужно быть искренним, близким, отказаться от манипулятивных методов воздействия. - 2. Работа с депрессией, означает расширение границ осознания жизненной ситуации подростка, нахождение новых смыслов существования, оказание поддержки и принятия его сущности. - 3. Проработка психотравм и умозаключений, которые подросток вывел для себя. Для психологической помощи при психотравмах рекомендуются такие техники как десенсибилизация и проработка движениями глаз, техника НЛП «Визуально-кинестетическая диссоциация», коллапс якорей, работа на линии времени, работа с метафорой клиента. - 4. Работа над психокомплексами: прежде всего, над комплексом неполноценности, который тесно связан с комплексом жертвы и комплексом вины. В психокомплекс, находящийся в Я-концепции подростка, калечит ее, деформирует отношение к себе, приводит к неадекватной самооценке, приводит к отвращению к самому себе, а значит, открывается прямое решение к суицидальной попытке. – 5. Психологическая помощь при дисморфофобии – особенно свойственное подросткам психическое расстройство, выражающиеся в неприятии своей внешности, сопровождается высоким риском самоубийства. Подросток озабочен своим внешним видом, если небольшая физическая аномалия присутствует, то ей уделяется чрезмерное внимание (либо смотрится в зеркало, стараясь найти выгодный ракурс, в котором предполагаемый дефект не виден, либо категорический отказ фотографироваться под разными предлогами, формирование обсессивно-компульсивного синдрома). Для избавления от дисморфофобии рекомендуются техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые позволяют снять зацикленность на своей внешности, осознать ошибочность своей фиксации и общую надуманность данной проблемы. – 6. Для укрепления позитивного эффекта индивидуальной работы психолога рекомендуется пригласить подростка в поучаствовать в формате психологической группы, что укрепит его социальное Я, поможет установить новые контакты. Эту группу может вести тот же специалист, который проводил психологическое консультирование. Проблема психологической помощи суицидным подросткам очень многогранна, чтобы уместиться в данной статье и требуют своего дальнейшего рассмотрения.

Только совместными усилиями различных специалистов: психологов, педагогов, социальных работников, а также внимание государства к этой проблеме, может дать ощутимый результат, который так необходим нашей стране – психологическое здоровье населения России, страны – устремленной в будущее!