Студентам

Гендерная педагогика

on 04 Апрель 2014. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев Сергей Юрьевич, к.п.н.
Лоскутова Екатерина Олеговна

кафедра педагогики и психологии ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского
(Сердечно поздравляю нашу замечательную студентку Катю с ее первой научной публикацией! Основной текст и главная идея статьи принадлежат именно ей! Катя, так держать!)

 

Сигаев, С.Ю., Лоскутова, Е.О. Проблема интеграции гендерной педагогики в казачества в современный образовательный процесс [Текст] // С.Ю. Сигаев, Е.О. Лоскутова // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г.: в 13 частях. Часть 2. М-во обр. и науки РФ. Тамбов; Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С.125-132.

 

Проблема интеграции гендерной педагогики казачества в современный образовательный процесс

Аннотация:

       В статье раскрывается значение возрождения и развития казачьего образования в России, выделяются и описываются характерные особенности гендерной педагогики казачества. Авторы доказывают необходимость интеграции гендерного подхода, на который опираются казачьи учебные заведения, в современное образование, с целью ориентации подрастающего поколения на исполнение традиционных мужских и женских ролей, что способствует всестороннему гармоничному развитию общества. Отдельное внимание уделяется раскрытию содержания понятия «гендер», дается сравнение учебного процесса в Российской Империи и в последующий период. Стратегия обучения и воспитания, представленная в настоящей научной работе, со всеми преимуществами раздельного обучения и компенсацией навыка общения с противоположным полом за счет продуманной системы досуга и внеклассных мероприятий, может заинтересовать специалистов в области педагогики и психологии.

 Ключевые слова:

Образование, казачество, гендер, раздельное обучение, совместное обучение.

Annotation:

    The article reveals the meaning of the revival and development of Cossack education in Russia, highlights and describes the characteristics of Cossack gender pedagogy. The authors prove the necessity of gender mainstreaming, which Cossack schools rely on in modern education, in order to guide the younger generation in the performance of traditional male and female roles that enhances the full harmonious development of society. Special attention is paid to the disclosure of the concept of "gender". The authors compare the educational process in the Russian Empire and beyond. The strategy of training and education presented in this scientific work, with all benefits of segregated education and compensation of communication skills with the opposite sex due to the considered system of leisure and extracurricular activities may concern professionals who work in the field of pedagogy and psychology.

 

Keywords:

Education, the Cossacks, gender, segregated training, joint training.

 

Россия, став участником Болонского процесса с сентября 2003 года, вошла в период реформ образования в области интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования. Модернизация отечественного образования касается повышения доступности высшего профессионального образования, внедрения системы образования в течение всей жизни, повышения качества образования на основе компетентностного подхода, повышения мобильности и усиления интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших практик и  взаимного обучения. Однако, вхождение в общеевропейское образовательное пространство чревато некоторыми проблемами, которые российское образование и общество будет разделять. Обозначим только две из них, очень актуальные для нашей страны: - кризис института семьи (следствие пропаганды гомосексуализма среди молодежи, приведшее к демографическому спаду; - мультикультурализм, согласно установкам которого, иммигранты имеют право и должны сохранять свою культуру и самобытность, делая современные европейские нации похожими на "культурную мозаику". Идеология мультикультурализма исходит из не имеющего достаточных оснований и не подтверждаемого практикой, утопического по сути предположения о возможности бесконфликтного сосуществования совершенно разных по своему характеру культур. Пропаганда мультикультурализма, за отсутствием рациональных доводов, старается воздействовать на эмоциональную сферу целевой аудитории, делая акцент на «культурном многообразии», призванном разнообразить недостаточно яркую и однообразную культуру коренного населения.  Размытие коренного этноса эмигрантами приводит к возмущению народных масс (массовые выступления на межэтнической почве в московском районе Бирюлёво 10 октября 2013 года). Авторы считают, чтобы сохранить страну от межэтнических конфликтов и распада, укрепить традиционные семейные ценности, необходимо вернуться к истокам отечественных традиций в образовании.  Среди отечественных традиций образования мы выделяем раздельное воспитание детей. Профессор Г.В. Козловская [13] в своей статье исследует особенности раздельного школьного обучения у мальчиков и девочек, в которой отмечает, что такое обучение способствует сопротивлению ранней сексуализации детей и подростков, которое весьма навязчиво внедряется в современной школе и нравственно растлевает детей. Приходится констатировать, что учет пола ребенка становится самым значимым аспектом современной педагогической и психологической науки, и одновременно особо остро стоящей проблемой. Ведь, несмотря на длительность преимущественно гендерной практики, единичность опыта совместного обучения, за исключением внедрения его в XX веке, в течение протяженного периода развития человеческой цивилизации,  дифференцированный подход в обучении до сих пор не может возродиться как истинно правильный.

Переоценка нужна сейчас, на пороге перехода от бесполого равенства в новую крайность, заключающуюся в ликвидации единственно верного с православной точки зрения разделения людей на мужчин и женщин, и замене на новое, включающее в себя, как минимум, пять полов. Проект  ФЗ N 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» привносит понятие социального пола, служит основой свободного выбора своей половой принадлежности для детей с 12-13 лет, и запрещает родителям воспитание в принадлежности к определенному полу. На Украине, где подобный закон уже принят, гендерная политика преподносится как защита прав женщин, но на деле является продвижением влияния сексуальных меньшинств (ЛГБТ- сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров) [16]. Таким образом, очевидно, что ЛГБТ-сообщество пытается навязать свои предпочтения большей части населения с традиционной сексуальной ориентацией, что выражается в перешагивании «обязательного разделения на мужчин и женщин» и создание «нового человека», который имеет «свободу» выбирать себе собственную половую принадлежность вне зависимости от биологической идентичности. Теоретики из ЛГБТ-сообщества утверждают, что «гендерная идентичность...не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате социализации...». Мы считаем, что под видом свободы выбора как демократической ценности и толерантности пропагандируется развращение молодежи, ведь понятие гендерной идентичности подразумевает собой и свободу выбора в сторону транссексуализма, бисексуализма, гомосексуализма, интерсексуализма!  Принятие федерального закона № 135-ФЗ от 11 июня 2013 года о защите детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений создает правовую базу для защиты российского общества от растления молодежи [16]. Но нужны дополнительные меры для защиты подрастающего поколения от тлетворного воздействия. Ведь именно на детей и молодежь, неокрепшие души, с легко поддающимся воздействию менталитетом, и рассчитана пропаганда современной гендерной революции: это и дошкольное образование, и школа, и вуз. Русское общество должно служить щитом и не допустить ложного истолкования теории гендера, падения нравственности, разрушения института семьи. Как никогда, нам необходимо переносить опыт из казачьего образования в светское, содействовать возрождению и развитию традиционного для нашего государства мышления, не без помощи этой активной, пассионарной части субэтноса нации.

В чем заключается педагогика казачества и каковы ее особенности? Грамотность неотрывно должна быть связана с нравственностью – иначе выйдет одна беда. Эти более чем актуальные слова принадлежат В.И Далю, внимательнейшему наблюдателю русского национального характера. Выстроить заново то, что утрачено, мы можем, с гордостью взглянув на духовно-нравственное и патриотическое воспитание на протяжении веков, воспринимая содержание современного казачьего образования не как исторический авангард, а как успешную педагогическую систему спасительного образца.

Прежде всего, следует разобраться в самой сути понятия гендер, представляющего собой транслитерацию английского слова, обозначающего грамматический род, мужской или женский (от лат. genus - «род»), скалькированного и не имеющего адекватного перевода  в русском языке [3]. Впервые был употреблен в 1968 году психологом Робертом Столлером  в книге «Пол и гендер» («Sex and Gender»). Разделяя эти понятия, автор подчеркивал различия социокультурных значений «мужественности» и «женственности» от их биологических различий. Само значение термина гендер заключается в отрицании абсолютной биологической предопределенности отношений между полами: есть биологический пол и есть гендер, то есть «социальный пол» [3]. Наиболее социологически обоснованно и научно содержательно понятие «гендер» представлено в теории социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана [2].

Гендерная самоидентефикация происходит в человеке в результате непрерывного процесса взаимодействия с окружающими. Ролевое гендерное поведение характеризуется определенным классическим набором черт. Среди признаков маскулинности на первое место выступают агрессивность, стремление к риску, доминантность, ориентированность на индивидуальные достижения. «Чего не могу? Все могу!», – говорили казаки и самоуверенно смотрели на всякую опасность, на всякую удалую потеху [6]. Так  выглядят социальные стереотипы поведения и гендерная роль мужчины. В военизированной культуре, каковой является казачья, доминирует его роль, как сильного и свободного человека [10]. В проявлениях феминности, помогающих акцентировать внимание на различии в поведении мужчин и женщин, следует выделить пассивность, мягкость, зависимость, ориентированность на других. «Никто не может лучше научить нравственности, как мать. Но прежде надобно приготовить добрых матерей», - так говорил святитель Иннокентий, митрополит Московский [15]. Нетипичные для противоположных полов черты, стереотипы, роли необходимо учитывать с целью воспитания настоящих мужчин и женщин, и с целью их успешного обучения в процессе становления личности.

На сегодняшний день все слагаемые педагогической системы, такие как цели, содержание, методы и формы обучения, можно охарактеризовать одним нелицеприятным словом – «бесполые», что принимается за традиционность, как и совместное обучение в целом, на всех его этапах. Подобного сказать нельзя о длительной практике раздельного обучения в Российской Империи.

Дореволюционное обучение юношей и девушек проходило в мужских и женских классических гимназиях, коммерческих училищах и учебных заведениях других типов [13]. Юношей готовили к государственной военной службе, к занятию коммерцией, наукой, преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях. К началу ХХ в. не только в России, но и во многих других странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующем образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков. Советская же власть с первых лет своего существования продемонстрировала совершенно иной подход к школьной политике.

           Подход к совместному обучению мальчиков и девочек в нашей стране менялся согласно духу времени (zeitgeist) [12]. До начала ХХ века представители обоих полов учились раздельно, потому что в России, как и во всем мире, была традиционная система ценностей: мужчина - глава семьи, занимающий активную социальную позицию, задача женщины - хранить домашний очаг и воспитывать детей [8]. С приходом советской власти все изменилось [12], и в марте 1919 года на съезде РКП (б) было решено ввести в стране совместное обучение  мальчиков и девочек. Причиной тому было «искоренение дискриминации женщин»  - хотя, скорее всего, речь шла об удалении всего, что было связано со старым укладом жизни.
В 1943 году последовал новый поворот. Решением Политбюро ЦК ВКП (б) снова  вводится  раздельное  обучение. Это было сделано потому, что народный комиссариат просвещения РСФСР признал дискриминацию женщин полностью устраненной и заявил, что нужно «готовить школьников к взрослой жизни, учитывая особенности их физиологии». В  годы  войны стране требовались воины - в школах ввели  допризывную подготовку, и с пятого класса девочки и мальчики изучали ее по разным программам. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении". Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов [7]. 1 июля 1954 года постановлением Совета Министров СССР было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.        

Раздельное обучение мальчиков и девочек имеет и психофизиологическое обоснование [13]. При допустимых положительных сторонах совместного обучения мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Общение с противоположным полом, позволяющее развиваться при наличии альтернативного мышления, станет важным, когда сформируется личность учащихся, а это не ранее четырнадцати-пятнадцатилетнего возраста. Известно, что у мальчиков медленней созревает левое полушарие, а у девочек правое. Поэтому девочки с первого класса являются более перспективными ученицами, организация интеллекта находится на более высоком уровне, решение логических задач – их «конек». Но, несмотря на отставание и в ряде речевых способностей, у мальчиков уже в шесть лет есть пространственно-временные ориентации, когда у девочек их нет и в тринадцать. А педагог до сих пор при объяснении нового материала ориентируется в основном на девочек, так как они смотрят учителю в глаза, улавливают малейшие оттенки мимики, согласно кивая головой. В то время как мальчики, слушая, исследуют ближнюю территорию. Получается так, что их и не спрашивают, поняли они или нет учебный материал. Им только делают дисциплинарные замечания. Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, вот поэтому, наверное, им больше всего нравятся уроки трудового обучения и физической культуры.

Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики же стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются и не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя.

Девочки больше  опираются на механическое  запоминание, получают пятерки и благополучно забывают «ненужный»  уже материал.  Может быть, отсюда и проистекает тот парадокс, что в школе по математике и физике лучше учатся девочки, а в  ВУЗах лучше овладевают  техническими специальностями юноши и среди мужчин-инженеров больше знающих и умеющих, чем среди женщин [8].

Следует упомянуть о развитии инфантилизма у мальчиков, при попадании в условия феминного давления: мама (бабушка), учительница, одноклассница. Усиленная опека и командный женский дух разрушают идеал успешной учебы, усиливается конфликт мальчики-девочки, развивается конфликт между мальчиком и учителем или даже школой, в итоге интеллект мальчиков заглушается не свойственной им деятельностью.

От совместного обучения теряют и девочки. Они привыкают выезжать за счет выполнения правил, придуманных другими. Так у девочек меньше развивается креативность и интеллект.

Объективно уровень успеваемости учащихся в школах с раздельным обучением был несколько выше, чем в совместных. По данным Министерства просвещения РСФСР, в 1952/1953 учебном году экзамены на аттестат зрелости по всем школам сдали в среднем 93,8% учащихся, но при этом по мужским школам – 97,6%, а по женским – 97,4%. Количество учащихся, получивших медали, составляло в 1953 г. в мужских школах 11,6%, в женских – 10,5,%, в то время как в школах совместного обучения лишь 4,4% [7]. На данном этапе, с учетом опыта и совместного и раздельного обучения, можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации: в подростковый период и к началу юношеского, когда девочки начинают ориентироваться на семейные ценности и у мальчиков появляется интерес к вопросам социального характера, а также отношениям с противоположным полом, раздельное обучение может внести серьезный диссонанс в педагогический процесс. Исходя из этого, самым разумным вариантом было бы объединить два вида обучения с поочередной сменой одного на другой на государственном уровне, а не в виде экспериментальных школ, школ-«лабораторий». Формы занятий, содержание учебных предметов, выбор учебников, оценивание по предметам - все должно стать гендерным – в соответствии с природными задатками и высшими предназначениями учащихся.

Исходя из рассмотрения образовательного процесса с точки зрения триединства, основными составляющими в виде целей образования являются: обучение, т.е. вооружение личности знаниями; воспитание, или привитие личности определенных духовных ценностей; и развитие, а именно усовершенствование умственных и познавательных способностей обучаемого. Если обратить внимание на то, что вторая и третья цели обеспечивают две трети образовательного процесса, прослеживается необходимость иметь в последующем не только обученных специалистов, но и воспитанную на лучших традициях отечественной культуры нацию [9]. Обучение и воспитание без учета особенностей личности, при выполнении его социальных ролей, делает образование безликим. Учет  гендерных особенностей обеспечивает равную успеваемость обоих полов.

Бытует мнение, что гендерный подход в образовании может привести к нарушениям в общении между полами. В.Ф. Базарный [11], разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики, в этом случае задается вопросом: «Скажите, пожалуйста, вы мальчиков и девочек усаживаете вместе на урок для любовных общений, или для учебы?!», и тут же приводит исчерпывающий ответ: «Во внеурочное время – пусть дети общаются. И общаются с теми, кого они сами себе выберут, а не с теми, кого мы высокомерно смешиваем как колоду карт по случайному признаку».

 Показательными являются воспоминания М.С. Жак [4], описывающие учёбу в Ростовском коммерческом училище с 1908 года: «Наше училище, основанное какой-то общественной организацией, было передовым и по программе, и по своим порядкам. Обучение мальчиков и девочек было раздельным, но в одном здании (девочки были на первом этаже), и мы свободно общались, в старших классах вместе ставили спектакли, устраивали ежегодный бал в день Николая Чудотворца (6/19.12), имя которого носила училищная церковь».

Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Именно в этом направлении успешно зарекомендовали себя казачьи учебные заведения, где, с одной стороны,  девочки и мальчики обучаются раздельно, а с другой, они занимаются вместе всеми видами спорта, в том числе экстремальными, которые предлагают кадетские корпуса; участвуют  в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, сборах единой командой; живут в общем режиме. Все творческие дела в таких учреждениях являются коллективными, так как планируются, готовятся, совершаются и обсуждаются совместно учителями, кадетами и родителями. Возможность проведения уроков физической культуры в соответствии с гендерными особенностями для мальчиков заключается в силовых упражнениях на свежем воздухе, для девочек - в занятиях гимнастикой, хореографией под медленную музыку. В частности, строится такое образовательное пространство, которое создает условия для одновременного воспитания в девочках - кадетах: современной, деловой, духовно богатой и культурной  женщины; любящей матери, преданной жены, умелой хозяйки; верного друга, независимо от уровня её социального и индивидуального развития. Воспитанницы должны понимать свое главное предназначение - нести миру красоту, любовь, мудрость, доброту и нежность: «Воспитывая мальчика – воспитываешь мужчину, воспитывая девочку – воспитываешь нацию» [15].  

Западные ценности толерантности и равноправию на практике зачастую несут другую идеологическую нагрузку, российское общество, выходя из экзистенциальных потрясений после развала Советского Союза, подвергалось неоднократным идеологическим атакам со стороны стран развитого капитализма, прежде всего правящей элиты США. Речь директора ЦРУ Аллена Далласа [14] на конгрессе США в 1945 году, отраженная также в директиве 20/1 от 18.08.1948: «Окончится война, все как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. … Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. … Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будет всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. … Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. … Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из молодых – циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем». Только  возврат к традиционным патриотическим ценностям российского общества и духовным ценностям российской православной культуры позволит России выстоять в это новое суровое время, по-прежнему полное угроз. Традиции отечественного образования, сохраненные в казачестве, могут быть реализованы на современном этапе развития в виде раздельного обучения. Таким образом, возможно защитить нравственные ценности для подрастающего поколения от тлетворного влияния теории социального гендера и концепции гендерной толерантности.  Никогда не потеряет своей актуальности высказывание М.В. Ломоносова (цит. по [6]) о том, что не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения!

Литература

  1. Белоусова А.М., Старовойтов А.В. Стратегии преодоления гендерных противоречий // Тело – Сознание – Творчество. Философские, психологические и экологические инновации в развитии человека. Вып. 2. ? М.: ИПиП, 2009. ? С. 226 – 242.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  3. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и предствления/ Общество и гендер. – Рязань: "Поверенный" – 2003. – 368c
  4. Жак М.С. Моя родословная // Донской временник, 2001.
  5. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе / А.В. Пыжиков // Педагогика : Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 5. - С. 78-84.
  6. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: Линка Пресс, 1998. – 400 с.
  7. Числова А. С. Применение информационных технологий в воспитании человека культурного // ЗПУ. 2007.  №3.  - С.46-50.
  8. Краснов П.Н.История Войска Донского. Картины былого Тихого Дона. -  М.: Вече, 2011. — 462 с.
  9. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник. – М., Просвещение, 1982. – 447 с.
  10. Яровой, А.В. Ритуальная практика и гендерный стереотип в мужской субкультуре сельских общин Задонья (конец XIX – начало ХХ вв.) // Исторические и социально-экономические проблемы юга России. – Азов, 2004.

                                            Источники сети интернет
     11.
Базарный В.Ф. Женская педагогика и психология в «истреблении силы духа» мужского [Электронный ресурс] // perunica.ru: Перуница. Русский народный сайт (2009 – 2013) URL: http://www.perunica.ru/svoboda/7047-v-f-bazarnyy-zhenskaya-pedagogika-i-psihologiya-v-istreblenii-sily-duha-muzhskogo.html#comment (дата обращения: 17.12.2013).
    12.
Информационно-исторический портал «Ваш год рождения 22 -91»// [Электронный ресурс]: URL http://22-91.ru/etot-den-v-istorii-sssr/1624/devochki-i-malchiki  //(дата обращения: 19.12.2013).
    13. Козловская Г.В. За раздельное обучение мальчиков и девочек // Портал современного православия // [Электронный ресурс]: URL http://www.veru.ru/nester/blog/561 //(дата обращения: 19.12.2013).
  14. Традиция. Свободная русская энциклопедия // Электронный ресурс]: URL http://traditio-ru.org/  (дата обращения: 19.12.2013).
  15. Сайт ГБОУ Ростовской области «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»// [Электронный ресурс] // URL http://www.platovecbk.ru/o-korpuse/blog.html  // (дата обращения: 19.12.2013).
  16. Фетисенко А. Закон о защите детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений: комментарий юриста // Интернет-журнал Православие.Ру [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/63614.htm // (дата обращения: 19.12.2013).