Студентам

Влияние глобализации и it-технологий на развитие личности современного подростка

on 20 Январь 2015. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

Сигаев Сергей Юрьевич, к.п.н., Лоскутова Екатерина Олеговна
 МГУТУ им. К.Г. Разумовского

https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/17259814.13/0_8c9f9_7653b3e4_orig 

По мнению известного специалиста по информационным технологиям и футуролога из Великобритании Джеймса Мартина [4], в начале 80-х предрекший эру Интернета,людей можно разделить на два типа: «люди книги» и «люди экрана». «Люди книги» с большим объемом внимания и осознающими суть проблем, мыслящими понятийно и стратегически. Примером таких людей являются успешные топ-менеджеры. К  «людям экрана» относятся представители молодого поколения, детей цифровой эры, погруженными в гаджеты, не читающими книг. Психика последних трансформирована с детства от общения с компьютерами, что привело к формированию у них установки немедленного реагирования среды на запросы. Этих людей отличают «быстрый отклик» и «тяга к новому клику». Верная примета «человека экрана» — общаясь, он, не дослушав, постоянно хочет сменить тему разговора и двигаться дальше. В своей новой книге-предсказании «Смысл 21-ого века» автор выделяет четыре наиважнейших фактора будущего, которые приведут трансформацию Homo sapiens в Homo futuries, человека будущего: климат, ускорение развития, глобализм и новые технологии.

Американский психолог Лари Розен назвал поколение, выросшее в эпоху бурного развития it-технологий «поколением I» (Internet Generation). Многие педагоги в средней и высшей школы оказались не готовы к обучению детей цифровой эпохи. Преподаватель гуманитарных дисциплин потеряли право на эксклюзивность информации, кроме того «дети экрана» стали задавать неудобные вопросы, скачивать рефераты с интернета, перестали конспектировать лекции, на занятиях такие дети используют ноутбуки и планшеты.

Хотя о влиянии компьютерных устройств (гаджетов) и среды сети интернет на психику ребенка в последнее время и  выходит ряд публикаций [1, 2, 3, 4, 5, 8], но, на наш взгляд, данная проблема требует более глубокого осмысления с учетом факторов, указанных Джеймсом Мартином, а именно, глобализации и новых информационных технологий, кроме того, данная проблема сильно трансформируется в виду быстрых изменяемости ситуации в геополитике, образовании и психологии людей.

Повсеместное внедрение компьютеров и гаджетов изначально было призвано облегчить жизнь людей, сделать ее комфортной. Большинство телефонов значительно «поумнело» и стали смартфонами, с помощью которых мы можем работать со своей электронной почтой, общаться в социальных сетях, просматривать сайты в сети интернет, мультимедийные функции также впечатляют: мы можем смотреть фильмы и снимать видео, слушать музыку и записывать звук, снимать и редактировать фото. «Умный телефон» стал предметом первой необходимости, с его звонком будильника мы просыпаемся, пользуемся навигационными возможностями по пути на работу, отдых и развлечение гарантируют игры, а свои дела мы сверяем через календарь-планировщик задач. Прогноз погоды также всегда под рукой, информер подскажет нам температуру воздуха, облачность и влажность на сегодняшний день и на неделю вперед. Хороший гаджет стал ассоциироваться с предметом престижа, редкий подросток не мечтает обновить свою модель телефона на более новую от престижного бренда (Apple, Sony, HTC, Samsung). Появилась прослойка молодых людей, которые  предпочитают многие свои дела доверить планшету, ведь у него экран больше и работать с документами и смотреть видео стало еще удобнее! Некоторые студенты свои конспекты занятий ведут на планшете в электронном виде и находят такой способ весьма удобным.

Электронная книга отвоевала себе место на рынке, где раньше безраздельно властвовала печатная продукция, что привело к падению спроса на бумажные книги и журналы. Теперь всю библиотеку можно носить с собой в электронном виде и читать ее без вреда для глаз благодаря технологии электронных чернил Е-ink, в которой дисплей неактивен, используется лишь отраженный свет. Производители электроники стараются вовсю – и вот уже появились «умные часы» (Samsung GALAXY Gear) и «умные телевизоры». Компания Samsung продвигает идею «умного дома» Samsung Smart Home, который был представлен на выставке CES 2014 в Лас- Вегасе. С помощью этой платформы пользователь сможет объединить в домашнюю сеть smart-телевизоры, смартфоны, а также различную бытовую и цифровую технику (даже холодильник и стиральную машину). Система представляет собой централизованный вариант различных отдельных приложений, с некоторой дополнительной интеграцией Galaxy Gear.

В настоящее время в компании Corning ведутся разработки технологии «умное стекло», которое позволит окружить человечество миром прозрачных экранов, меняющих свои свойства (стекло может становиться полностью непрозрачным, а анимация этого действия позволяет создать например, ощущение закрывания жалюзи), позволяющий управлять виртуальной реальностью движениями рук или голосом.

Обычные стационарные компьютеры и ноутбуки оставили за собой функцию серьезной работы в доме и офисе. Таким образом, современное человечество в настоящий момент использует множество гаджетов, причем, подрастающее поколение воспринимает эти гаджеты с энтузиазмом, легко обучается работы с ними и активно погружается в виртуальную реальность интернета и компьютерных игр, общения в социальных сетях и форумах. Кроме того, психологический анализ влияния it-технологий на развитие личности современного ребенка был бы неполным, если бы мы не упомянули о духе времени нашей эпохи – о последствиях мировых процессов глобализации, прежде всего. Элита нашей страны стремилась к вхождению в международные структуры: 2003 году Россия присоединилась к Болонской Конвенции по высшему образованию, а в 2012 году Российская Федерация в среду официально стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Последствиями такого «полноправного» вхождения в мировое хозяйство явилось:
- демонтаж отечественной промышленности и сельского хозяйства и принятие роли сырьевого придатка экономически развитых стран Запада;

- введение внешнего управления по ключевым вопросам экономики и бизнеса (Касатонов В.Ю., 2013);

- эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Алексей Ларионов [7] отмечает падение уровня образования, «бесконечный тупик ЕГЭ». Также он утверждает, что разработка государственных образовательных стандартов не приводит к росту образования. Слияние образовательных учреждений и их мониторинг привел к постоянным проверкам и инспекциям. Повсеместно внедряемое тестирование не направлено на осмысление учебного материала, а скорее – на интуитивное угадывание правильного ответа. О целях образования откровенно высказался министр образования А. Фурсенко (молодежный образовательный форум «Селигер-2007»): «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

- общая коммерциализация образования, здравоохранения, культуры; уменьшение государственного финансирования, введение понятия «образовательные услуги».

Мы приводим обзор проблематики состояния российского общества с той целью, чтобы полнее показать читателю дух времени («zeitgeist»), показать особенности ситуации, которая влияет на качество и содержание образования на современном этапе. В России высшее образование стало массовым, оно потеряло свою эксклюзивность, широкое распространение получило гуманитарное образование: юристы, менеджеры, психологи, экономисты и прочие работники умственного труда выпускаются из отечественных вузов в количестве, превышающем потребности рынка труда. Вместе с тем, при слабо развитой промышленности и сельском хозяйстве (производственной сферы, демонтированной благодаря процессам глобализации), а также миграционным потокам, которые неузнаваемо изменили рынок труда, выпускники вузов ощущают известные трудности в трудоустройстве. Таким образом, высокий уровень подготовки не востребован в современной России: «творцы» стране не нужны и пока будет хотя бы малейшая возможность существовать как потребитель в качестве «офисного планктона», то она и будет использована.

 Теперь вернемся к теме нашего исследования, о том, как it-технологии влияют на развитие ребенка, на психику людей. Для обучающихся, целью ожидаемого трудоустройства которых, является офис, высокий уровень подготовки является очевидно избыточным. Хороший исполнитель, умеющий пользоваться новыми технологиями известных брендов, различными гаджетами, с соответствующим уровнем сознания и мышления, и является объектом нашей статьи.

Рассмотрим какие факторы влияют на психику ребенка при погружении в виртуальные миры сети интернет и увлечения гаджетами:

- информационная перегрузка и многозадачность: современный подросток привыкает делать несколько дел одновременно. Делая домашнее задание, общается в другом по Skype, на фоне слушает «МузТВ», редактирует фотографии и отвечает на сообщения в социальной сети «ВКонтакте». Последствия этой перегрузки сознания и многозадачности заключаются в том, что ребенок не может погрузиться в сущность изучаемых явлений, скользит по поверхности информации, ориентируясь на мнение «экспертов».    Второе последствие перегрузки – это цейтнот, постоянная нехватка времени для реальных дел, деятельность на компьютере и гаджетах поглощает внимание ребенка, например, только сеанс компьютерной игры может длиться от 4 до 6 часов!  

- доступность информации в сети интернет, например, возможность не делать реферат, а просто скачать его. Книги также можно скачать с электронных библиотек, но особой популярностью пользуются новости – небольшие статьи с картинками. Впрочем, есть разновидность книг с желтыми заголовками, все же пользующимися спросом – например, серии «Узнать за 30 секунд», «Все для чайников» и им подобные. В чем секрет успеха такого вида литературы? Они позволяют сориентироваться в интересующей проблеме в условиях цейтнота и имеют некоторую практическую значимость;

- безопасность общения в сети и конфиденциальность: закомплексованным подросткам позволяет раскрепощенно общаться под вымышленными никами («тролли»), провоцировать, искушать, соблазнять избегая ответственности и совершенно безнаказанно. Все это рождает ощущение вседозволенности, легкости преодоления различных социальных табу;

- влияние порно-индустрии на детскую психику. Хотя изначально интернет создавался для обмена базами данных университетов США, на начальном этапе своего развития сеть стало местом реализация эротических фантазий. Ребенок может и не искать порно-сайты осознанно, но находить в сети совершенно случайно следуя по предлагаемым ссылкам. Мультимедиа продукция с таких ресурсов активизирует сексуальное любопытство ребенка, его сексуальное влечение растормаживается, и может произойти интеллектуальное растление, которое выражается в ускоренном половом созревании и различным сексуальным экспериментам.

Кроме того, в 2008 году  в России стартовал международный общественно-политический форсайт-проект «Детство-2030», руководителем проекта является председатель попечительского совета фонда «Моё поколение», руководитель Аппарата Общественной палаты РФ Радченко Алина  Федоровна. В пошаговом сценарии развития этого форсайт-проекта, в дорожной карте предусматривается:

  • в образовании переход на чипизацию мозга детей «для связи с глобальными информационно — управляющими сетями»
  • генная модификация человека с целью повышения его способностей
  • дети растут в воспитательных сообществах
  • упразднение традиционной семьи с заменой многообразием форм семейной жизни.

Мы полагаем, что истоки форсайт-проекта «Детство-2030» находятся в глобалистских структурах Запада и имеют цель демонтаж традиционного института семьи в нашей стране, что логично влечет за собой и уничтожение России, ведь общеизвестно, что семья – это ячейка общества! История создания нового человека и нового мирового порядка, поднятая в философии Ницше, была предпринята в гитлеровской Германии. Сейчас же трансгуманисты пытаются реализовать его, используя it-технологии. Отметив влияние геополитики на проблему, которой посвящено наше исследование, рассмотрим теперь влияние информационных технологий на психику ребенка: осветим изменение идентичности, мышления, потребностей, общения и мотивации. Джеймс Мартин генетическую модификацию и объединение компьютеров с человеческим мозгом «помутнением разума», что приведет к неизбежным потрясением в обществе. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года в Москве осудил намерения трансгуманистов по созданию сверхчеловека.

В психологии личности существуют теории структуры личности, общепризнанные и являющиеся классическими. С их помощью производятся научные исследования и практики психологической помощи. Таковыми являются, например, гидравлическая модель психики по З. Фрейду (Сверх Я, Я и Оно) и модель РВД по Э. Берну (Родитель, Взрослый и Дитя). В контексте нашей проблемы, полагаем, что структура личности претерпела изменения под влиянием it-технологий, сформировалось Виртуальное Я, через которое пользователь презентирует себя в сети интернет. Рассмотрим взаимосвязи Виртуального Я с другими подструктурами личности, каким образом it-технологии влияют на психические процессы пользователей.

  1. Во-первых, используя конфиденциальность и анонимность общения в сети, человек может через Виртуальную часть своей личности реализовать свои подавленные потребности, которые не может реализовать без негативных последствий в объективной реальности (агрессивность, власть, потребность быть членом группы, любовь и т.д.). Кроме того, у пользователя сети постепенно формируются так называемые виртуальные потребности, связанные с виртуальным миром сети интернет -  желанием быть популярным, иметь много друзей и подписчиков, собирать как можно больше лайков, постоянно проверять входящую электронную почту и обновлять новостную ленту, документировать подробности своей личной жизни в социальных сетях, выкладывать фотографии своих зачетных книжек, фотоотчеты о посещениях театров, выставок и путешествий. Потребность «быть онлайн» для многих пользователей стала насущной.
  2. Во-вторых, пользователь может использовать новую идентичность через свою виртуальную часть (пол, возраст, род занятий, имя, образ можно выбрать по своему желанию). Например, некая женщина с посредственными личными данными в плане привлекательности для противоположного пола, использовала для личной презентации образ известной поп-певицы Максим. Выбор своего персонажа в компьютерной игре также имеет под собой определенную виртуальную идентификацию, персонажа необходимо «прокачивать», увеличивать его опыт, который раскрывает древо способностей, часть амуниции и вооружения приходится покупать за реальные деньги, как это происходит в компьютерной игре «World of Warcraft» и др.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15542/17259814.13/0_8c9fa_d2b92c2c_orig

Психологи говорят о развитии клипового сознания и клипового мышления у молодого поколения, которое проявляется в многозадачности, способности делать много дел параллельно. Исследователь к.пс.н. Т.В. Семеновских в работе «Клиповое мышление» - феномен современности» определяет клиповое мышление как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16098/17259814.13/0_8c9fc_57c2b84a_orig

Современный подросток готовит домашнее задание, общается по скайпу с другом, слушает музыку и смотрит ТВ. Внимание часто переключается, мышление становится фрагментарным, поверхностным, способность к анализу снижается, такие дети не читают книг. Американский психолог Лари Розен отмечает, что платой за многозадачность становится, предпочтение визуальных символов логике и осмыслению текста, рассеянность, гиперактивность и дефицит внимания. Навык работы с информацией подменяется блужданием по сети с последующей скачкой научных работ, не вникая в суть ее.

 Для подростков ведущей деятельностью является общение. Можно уверенно констатировать, что новые компьютерные технологии существенно повлияли на специфику общения молодого поколения. Рассмотрим эти особенности. Первая особенность виртуального общения мы обозначим как конфиденциальность – потенциальная возможность остаться неузнанным, что позволяет пользователю остаться безнаказанным и находится в зоне комфорта во время процесса общения. Вторая особенность заключается в активизации бессознательных механизмов переноса и контрпереноса, описанных З. Фрейдом. Переписка  в чатах и форумах легко порождает возможность фантазий и различных подтекстов, игру смыслов и домыслов, которые могут привести к влюбленности и отношениям. Третья особенность общения в сети интернет можно обозначить как быстротечность, легкопрерываемость, которая основывается на потенциальном большом выборе пользователей. Отношения доверия, возникшие внезапно и спонтанно, также легко можно и оборвать без комментариев потерпевшей стороне, это также просто как и перевернуть страницу. Подведя итоги вышесказанному, мы отметим как положительные, так и негативные особенности общения пользователей в сети.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15524/17259814.13/0_8c9fb_ef6140b_orig

К позитивным особенностям мы отнесем независимость общения от фактора расстояний между субъектами общения, можно общаться представителям разных стран и народов, обмениваться файлами и т.п. К негативным особенностям общения в сети интернет у подростков мы отнесем собственно его виртуальность, искусственность, игры со сверстниками во дворе ушли в прошлое, молодое поколение просиживает вечера у себя дома за экранами своих мониторов. Виртуальные друзья не могут заменить реальных также, как и виртуальное общение не сможет сравниться с процессом реального взаимодействия и общения живых людей.

Погруженные в свои планшеты и телефоны, «поколение Большой цифры», воспринимает жизнь как нарезку видеороликов, потребительская установка в жизни реализуется через душевную леность, отсутствие желания осознания сути событий своей жизни приводит к тому, что что-то беспокоящее человека сразу быстро блокируется, внимание переключается на более комфортный сюжет. С другой стороны, общедоступность высшего образования, утрата его эксклюзивности, а также глобальные тенденции в мире вносят свои коррективы в образовательный процесс. Отсюда становится актуальной особый психолого-педагогический подход к воспитанию подрастающего поколения, основанный на традиционных ценностях и православной позиции педагога. Мы считаем, что педагог должен использовать it-технологии в процессе обучения, но дополнять «клиповое мышление» студентов серьезным научным подходом, основанным на понятийном мышлении, делать неожиданные срезы учебного материала, увеличивать глубину познаваемого.

============================================

Сигаев, С.Ю., Лоскутова, Е.О. Влияние глобализации и IT-технологий
 на развитие личности современного подростка [Текст] // С.Ю. Сигаев, Е.О. Лоскутова // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Часть 10. Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С.113-119.

============================================

https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/17259814.13/0_8cb71_10b81d5d_orig

                                                Литература

  1. Баранов А. Интернет-психология. – М.: Инфра-М, 2012. – 264 с.
  2. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, интернет, улица. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 240 с.
  3. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. - М.: Класс, 2000. - 84 с.
  4. Емельяненко В. Завтра наступило вчера, журнал // Профиль. - 2008., N 5, - С. 80-82.
  5. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
  6. Катасонов В.Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. – М.: Кислород, 2013. – 408 с.

                                Источники сети интернет

  1. Центр научной политической мысли и идеологии. [Электронный ресурс] //Алексей Ларионов. Бесконечный тупик ЕГЭ.// URL: http://rusrand.ru/actuals/beskonechnyj-tupik-ege // дата доступа 08.12.14
  2. Оптимальные коммуникации. РГГУ. [Электронный ресурс] // Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности // URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ // дата доступа 08.12.14