Студентам

Пед PR

on 21 Январь 2016. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сигаев С.Ю., Зимина М.М.

 

Сигаев, С.Ю., Зимина М.М. Психотехнологии педагогического PR [Текст] // С.Ю. Сигаев, М.М. Зимина // Перспективы развития науки и образования: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г. Часть 3. 164 с.. Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С.123-126.

 

                          Психотехнологии педагогического PR

   Каким должен быть современный педагог, какими качествами обладать, чтобы увлекать обучающихся своей дисциплиной, замотивировать на изучение предмета? В нынешних условиях общедоступного высшего образования и замена понятия «образования» на понятие «образовательных услуг» проблема мотивированности студентов приобретает повышенную актуальность. Если раньше, в советскую и постсоветскую эпоху в ходе обучения проходил отсев немотивированных и неуспевающих студентов, то в настоящее время вузы уже становятся зависимы от денежных поступлений обучающихся, что приводит к увеличению лояльности к ним. Особенно проблема мотивации обучающихся проявляется в гуманитарных вузах. В этих условиях педагогический PR приобретает значимое влияние на процесс обучения, а также способствует установлению позитивной атмосферы в группе. Но что же такое PR и, в частности, педагогический PR? Европейская конфедерация по связям с общественностью определяет PR (англ. Public Relations- общественное взаимодействие) как сознательную организацию коммуникации с целью достижения взаимопонимания и установления плодотворных отношений между педагогом и аудиторией. Реальность педагогического PR в настоящих условиях такова, что подразумевает установление и поддержание позитивных взаимоотношений с обучающимися, основанных на взаимоуважении и доверии. Также считаем необходимым обозначить возможные кризисы отношений педагога с группой.

   Идеологически концептом педагогического PR можно считать теорию педагогической поддержки [2]. Под педагогической поддержкой (Коджаспирова А.Г., 2005) студенчества в данном исследовании понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи студентам в профессиональном становлении, овладении деловой и межличностной коммуникацией, успешном продвижении в обучении; система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь студентам в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей, процесс совместного с обучаемым определения его собственных интересов, целей и возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Каким же компетенциями и личностными качествами должен обладать педагог, реализующий концепцию педагогической поддержки, поддерживающий свой педагогический PR, каковы инструменты управления группой? К.псих.н. А.В. Журавлев [4] из факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова выделяет следующий инструментарий управления группой, как:

- харизма педагога

- межличностный контакт педагога с обучающимися

- групповую динамику

- программу занятия.

    Раскроем суть этих инструментов. Харизма (от греч. благодать Божия, дар) - высокая одарённость, личная притягательность (словарь Н.Г. Комлева), эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей [5]. Понятие харизмы родственно понятию лидерства и авторитета. Под лидерством в психологии определяется - способность принимать решения за целую группу людей и умение убедить их в правильности этого выбора. Под авторитетом понимается - признание  выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, особого положения в обществе. Педагог, работающий на харизме, удерживает внимание аудитории своей способности пробуждать воображение и любопытство студентов через импровизацию без опоры на учебную программу. В кинематографе подобный тип учителя показан в художественных фильмах «Учитель года» (США, 2003) и «Общество мертвых поэтов» (США, 1989).

  В этих фильмах показаны обаятельные харизматичные педагоги, которые на самом деле занимались не учебным процессом по плану, а групповой работой: - поднимали тему быстротечности человеческой жизни, поощряли выражение своего мнения; - организовывали театрализованные представления, неожиданные поступки и эффектные публичные выступления; - избегали конфликтов с немотивированными обучающимися, сконцентрировав работу на позитивно настроенных к обучению студентов. Отметим также, что педагогам-харизматикам было откровенно неинтересно давать скучный, но нужный учебный материал, который не давал возможность раскрыться их артистизму и привлечь внимание к себе.

   Межличностные взаимодействия педагога с обучающимися осуществляется через индивидуальный контакт: запоминаются имена каждого студента, его интересы, направленность личности. Такой контакт устанавливается с каждым обучающимся, но особое внимание уделяется лидерам группы и закомплексованным и внутренне зажатым ученикам.

  Учет групповой динамики в работе педагога позволяет учитывать подъемы и спады производительности учебной группы, конфликты с лидерами в борьбе за влияние и власть, манипуляции участников педагогического общения. В кинематографе особенности групповой динамики эффектно показаны в фильмах «Эксперимент» (Германия, 2000), «Эксперимент 2. Волна» (Германия, 2008), «Экзамен» (Великобритания, 2009), «Метод» (Испания, 2005). Групповая динамика протекает фазы своего развития, подробно описанные в нашей предыдущей публикации [3].

   Программа занятия также имеет большое значения в увеличении педагогического PR. Эпоха «преподавателя-магнитофона», монотонно читающего свои конспекты лекций студентам, постепенно уходит в прошлое. В соответствии с новыми веяниями в отечественном образовании студенты выставляют рейтинги своим преподавателям. Можно предположить, что классический академический строгий педагог навряд ли наберет высокие баллы по сравнению с педагогом нового типа, опирающимся в своей практике на PR-технологии. Ведь PR, по сути, это умение нравиться, производить эффектное впечатление. Умелое комбинирование различных методов обучения позволит удерживать внимание аудитории, не прибегая к репрессиям и угрозам в сторону аудитории. Информативный блок лекции показывается на слайдах PowerPoint, проблемную ситуацию (кейс) можно предъявить через видеоролик, затем снова перейти на информационный блок, но объяснить его на словах. Затем можно провести тест и обработать его результаты. Завершить занятие можно, заслушав презентацию студентов, которую они подготовили в качестве домашней работы. Таким образом, смена режимов работы, использование визуального канала восприятия, диалогичность общения преподавателя с аудиторией позволяют обучающейся группе меньше уставать и легче усваивать учебный материал.

   Для формирования педагогического PR необходимо обладать и развивать определенными качествами личности, которые мы рассмотрим ниже, а также формировать свою pr-легенду, которая позволит увеличить силу влияния образа педагога на аудиторию. Прежде всего, харизматическая личность должна обладать позитивным отношением к жизни и иметь адекватную самооценку. Это придает уверенность в себе, чувство самодостаточности и внутреннюю силу. Энергичность и проактивность позволяют реализовывать задуманные проекты и организовывать обучающихся на достижение поставленных учебных задач. Высокая артистичность педагога позволяет оживлять общение, избегая поучающих ноток и будящих воображение, пробуждающее любопытство студентов. Высокий социальный статус также немаловажная составляющая педагогического PR. Социальный статус педагога определяется наличием у него научной степени, определенного возраста и высокой оплатой. Недостойно низкая оплата труда педагога может негативно влиять на педагогический авторитет, молодой возраст педагога может позволять скептическое отношение к его компетентности. Научная степень и звание подчеркивают эксклюзивность педагога, так же как и его высокая востребованность в профессиональной среде. К социальным характеристикам успеха и влияния относится также и семейный статус личности. Наличие семьи и детей располагает аудиторию, является важной частью имиджа успешного в жизни человека. Не надо недооценивать влияние на популярность средств массово информации. Принятие участия в съемках документальных фильмов, телевидении, радио, интервью, комментарии в качестве эксперта существенно поднимают рейтинг у аудитории. Критерий относительной доступности профессионала отражает в сознании обучающихся его востребованность и престиж. Педагог, который всем нужен, участвует во многих проектах ведущих университетов, автор многих книг и научных публикаций, у которого очень мало свободного времени вызывает неподдельный интерес у аудитории.

   Краеугольным камнем педагогического PR мы полагаем мастерство работы с аудиторией, искусство публичных выступлений. Как подготовиться к публичному выступлению, удержать внимание аудитории, работать с возражениями и вопросами, преодолеть страх публичности, как преодолеть барьер отчуждения между выступающим и аудиторией, как грамотно излагать свои мысли публично, как использовать язык телодвижений во время выступлений – педагогу желательно найти ответы на эти и подобные вопросы для успешного ведения читаемых курсов дисциплин. В обучении ораторскому мастерству мы рекомендуем книги и видео бизнес-тренера Радислава Гандапаса [1], а также пройти соответствующие обучающие тренинги. И конечно, педагогический труд – это работа живым голосом. Голос – самый важный инструмент учителя после разума! Профессиональное владение своим голосом позволяет педагогу добиваться потрясающих результатов в контакте с аудиторией, увеличивает уровень влияния соответствующая интонация, выразительность, экспрессия, ритм и четкость речи. Вялая монотонная нудная речь усыпляет аудиторию, выключает ее внимание к изучаемому предмету, уменьшается педагогический PR. 

   Итак, в данной статье были рассмотрены многие составляющие педагогического PR и факторы, влияющие на его эффективность. Но каковы критерии хорошо поставленного педагогического PR? К таковым мы относим высокую популярность занятий у педагога, позитивную творческую атмосферу на лекциях и семинарах, ощущение информационной насыщенности занятий у студентов, мотивированность обучающихся к научной дисциплине. К подводным камням чрезмерного увлечения педагогическим PR мы полагаем: - чрезмерную фиксацию преподавателя на своей популярности, чрезмерное погружение в пустые дискуссии и времяпровождение, дающее ощущение пустоты информационного пространства на занятиях. Но так или иначе, применение PR-психотехнологий преподавателем способно оживить восприятие учебного материала и принести удовольствие всем участникам образовательного процесса.

                                                  Литература

  1. Гандапас Р. К выступлению готов! Презентационный конструктор. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 208 с.
  2. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.-- М.: МИРОС, 2001.—208 с.
  3. Сигаев, С.Ю. Использование процессов групповой динамики на курсах переподготовки педагогов [Текст]// С.Ю. Сигаев//Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции.- Ярославль-Москва: Издательство "Канцлер", 2013. - С.33-27.

                                     Источник сети интернет

   4. UniverTV.ru - образовательное видео // URL: http://univertv.ru/ - (дата обращения: 07.10.2015).

 Поздравляю Марию Зимину с первой публикацией!