Студентам

Терапия психокомплексов

on 21 Январь 2016. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев С.Ю., Дубровский И.Ф., Зимина М.М.

МГУТУ им. К.Г. Разумовского, г. Москва

 

ПОДХОДЫ К ТЕРАПИИ ПСИХОКОМПЛЕКСОВ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИИ (стр.419-426 в Швейцарском сборнике  МГУТУ)

https://img-fotki.yandex.ru/get/62142/17259814.16/0_96d06_ad241ff1_origАннотация. В статье анализируются характеристики психологических комплексов, освещаются подходы к пониманию их сущности и терапии. Рассматривается особенности экзистенциального подхода в психологической помощи в избавлении от комплексов. Предлагается психологической программа помощи застенчивым подросткам.

Ключевые слова. Психологический комплекс, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности, социальные страхи, комплекс Жертвы, застенчивость, экзистенциальный подход, самооценка, самоуважение.

Annotation. The article analyzes the characteristics of psychological complexes, highlights approaches to understanding their essence and therapy. The peculiarities of the existential approach to psychological help in getting rid of complexes. It offers psychological assistance program self-conscious teenagers.

Key words: Psychological complex, Oedipus complex, inferiority complex, social fears, to the victims, shyness, existential approach, self-esteem, self-respect.

 

При проведении сеансов индивидуального психологического консультирования специалист сталкивается с различными запросами клиентов, пришедших на прием. Однако зачастую ключ к решениям проблем клиентов находится в терапии психологических комплексов, феномен которых в психотерапевтической литературе освещен недостаточно полно. С одной стороны, некоторые известные психологи-психиатры, такие как З.Фрейд [6] и А.Адлер [1] в основу своих научных концепций положили феномен психологического комплекса: для первого это Эдипов комплекс, для второго – комплекс неполноценности.

С другой стороны, в академической психологии сущность психологического комплекса трактуется произвольно, не создана классификация психокомплексов, не точно объяснены их происхождение и стратегия терапии комплексов. Зато интернет [3] пестрит статьями о том, как манипулировать партнером по бизнесу через его психокомплексы, женщинам добиваться своих целей у состоятельных мужчин и т.п.  Но на сколько проблема психокомплексов является действительно актуальной? По нашим данным, от 30 до 60% учащихся с 7 по 11 классах страдают от комплекса неполноценности внешности.

Американский социальный психолог Филипп Зимбардо [4] утверждает, что «застенчивость -  это коварная личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии, и поэтому ее с полным основанием можно называть социальным заболеванием. Характерные для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение станет еще хуже, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем свое одиночество». Действительно, согласимся с американским исследователем в том, что социальная ситуация в обществе не становится лучше: нарастает социальное расслоение общества, британская благотворительная организация Oxfam обнародовала доклад, согласно которому благосостояние 1% самых богатых людей на Земле вскоре превысит половину всего благосостояния человечества [9]. Дух соперничества в противовес сотрудничеству в коллективе выражается в культе лидерства и психологии успеха для себя, конкуренции среди организаций, вузов и отдельных личностей, поощеряющегося в современном образовании и бизнесе. Антипод комплекса застенчивости – это воспитание избалованного эгоистичного ребенка, испорченного гиперопекой родителей. Такой ребенок чувствует свою безнаказанность и вседозволенность, в нем нет понимания чувства разумного. Он не признает авторитета взрослых и педагога, но можно ли в данном случае подразумевать наличие психокомплекса? Можно утверждать наличие комплекса превосходства, который диагностируется по наличию стереотипных повторяющихся межличностных конфликтов, которые служат проекцией внутреннего конфликта. Саму же застенчивость Ф. Зимбардо определяет как комплексное состояние личности, выражающееся во взаимоотношениях с другими людьми, характеризуется страхом публичных ситуаций. По степени выраженности проявляется от легкого дискомфорта, до необъяснимого страха и глубокого невроза. Рейтинг  наиболее типичных ситуаций застенчивости, составленный на основе подхода Зимбардо  авторами данной работы, выглядит следующим образом:
1. страх публичности; 2. страх перед противоположным полом; 3. страх перед вышестоящими лицами; 4. страх при необходимость постоять за себя; 5. страх обращения к незнакомцам. Особенно переживание застенчивости свойственны подросткам, очень зависимым от оценок участников группы сверстников, что влияет на определения статуса в группе. У подростков на основе застенчивости может развиться эритрофобия (страх покраснения на людях), страх потеря контроля над своим телом и т.п. Данные некоторых исследователей показывают, что, возможно, истоки застенчивости имеют как биологические, так и социальные корни.

Исследования  профессора Гарвардского университета Джерома Кагана (1979) позволяют сделать вывод, что у 10-15% людей застенчивость биологически обусловлена. В течение первого года жизни у них регистрировался учащенный пульс, они были более возбудимы и чаще плакали, в четырехлетнем возрасте у них было выше кровяное давление, чем у их общительных сверстников. Дж.Каган даже утверждает наличие «гена застенчивости», который пока достоверно не установлен, но на его существование указывают такие косвенные признаки, как некоторая предрасположенность застенчивых людей к определенным заболеваниям (аллергии, сенная лихорадка и др.).

С другой стороны, сотрудник Национального института педиатрии США Стивен Суоми провел исследование на застенчивость у макак-резусов, которые перенимали лидерские качества в среде хорошо сплоченных групп обезьян, но теряли их при возвращении в родительскую среду. Возможно данные этих исследований нуждаются в уточнении и проверке, ведь феномен психокомплекса застенчивости не изучен до конца. Авторами разработана программа психологической помощи застенчивым подросткам, при помощи которой для них станет возможным: - обращаться к незнакомым людям; - поддерживать разговор в компании; - работать с аудиторией; - заводить друзей; - наладить деловое общение с более статусными лицами; - излагать свои мысли другим людям; - защищать свое достоинство.

Так как же можно охарактеризовать такой многоплановый феномен как психокомплекс? В психоанализе [1, 6] трактуется как (от лат. complex - связь, сочетание) эмоционально окрашенная совокупность представлений, мотивов и установок, связанных одним аффектом, в бессознательном. Коуч Андрей Максимов[5] указывает относит психокомплексы к страхам, имеющим социальное происхождение, в той или иной форме как страх отвержения обществом: «Страх человека перед самим собой – это и есть комплекс, в основе которого лежит боязнь того, что ты, настоящий, будешь миру неинтересен и мир, соответственно, либо не станет тебя замечать, либо тебя обидит». Главная проблема закомплексованного человека в том, что «он перестает быть сами собой – тем творением, которое создал Господь. Он теряет себя. Неполное приятие человеком собственной личности лежат в основе всех социальных  страхов» [5]. Рассмотрим характеристики психокомплексов, знание которых позволит проводить терапию данного феномена более эффективно.

Первая характеристика психокомплексов -  это неадекватного поведения в определенных ситуациях, то есть жесткая привязка к контексту. Определенный  контекст срабатывает подобно триггеру, вводит человека в состояние аффекта, запуская неадекватное поведение.

Вторая характеристика психокомплексов по коучу А. Максимову, - это расстройство мотивации закомплексованных людей. Не различая желания от комплексов от своих истинных желаний, человек достигает невротических целей, когда пытается кому-то что-то доказать, сравнивает себя и свои достижения с успехами других людей, постоянно чувствует свою неудовлетворенность. Невротические цели обозначают социальные стандарты, которые в условиях современного общества потребления равнозначны высокому уровню доходов, гарантирующего высокий комфорт и даже роскошь. Но человек остается неудовлетворенным, начинается депрессия, суть которой – депрессивная триада: суженность и жесткая фиксация сознания на проблеме, негативное восприятие себя и своего будущего. Вероятно, поэтому самый высокий процент самоубийств принадлежит высокоразвитым странам. Статистика показывает, что среди индустриально развитых стран, к примеру, в США, наблюдается один из самых высоких уровней самоубийств. “Так каждые 42 секунды в США совершается суицидальная попытка и каждые 17 минут — завершённый суицид” [Hart-Hester S., Smith P.O. Suicide in Mississippi — a growing concern // J. Mississippi State. Med. Assoc — 1998 — Vol 39, №8. P. 277—281]. В свою очередь в экономически развитых странах, стоящих на первом месте по числу самоубийств, среди лиц, кончающих жизнь суицидом, первое место принадлежит молодежи, причём студентов из социально благополучных семей.

В бытовом же смысле понятие психологического комплекса имеет негативное толкование и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение. Предлагаем метафору психокомплексов – это образ зеленого поля, по которому прогуливается субъект. Но поле заминировано незаметными минами-комплексами, они взрываются при контакте с человеком.

Таким образом, третья характеристика психокомплексов – относительная незаметность до определенного момента, хотя в последствии человек может и осознавать наличие у себя какого-то комплекса, но будет пытаться избегать его проявления.

Четвертая характеристика комплексов заключается в разнообразии их структуры. Например, Эдипов комплекс невозможно сопоставить с комплексом Жертвы или Вины, с хотя с комплексом Тела комплекс Неполноценности можно успешно анализировать. Принято считать, что все комплексы «родом из детства», но комплекс Возраста может развиться после 40 лет, потому что основан на социальном сравнении и культа успешности в буржуазном обществе. Фрейд утверждал биологическую основу для формирования комплекса Эдипа, однако исследования американских антропологов Маргарет Мид и Рут Бенедикт [8] на острове Самоа доказали:

 - несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте;

- показала  социальную, а не биологическую обусловленность кризиса;

 - Эдипов комплекс - не естественная и обязательность данность, через которую проходит каждый ребенок, а результат проблемного воспитания мальчиков в некоторых семьях.

Таким образом, фундаментальные основы психоанализа оказались поколебленными, что иллюстрирует нам сложность исследования психокомплекса как феномена. Продолжая логику Декарта сомнения во всем, можно также под вопрос поставить концепт и комплекса неполноценности в теории Альфреда Адлера и теорию травмы рождения Отто Ранка. Так ли неизбежно формирование данного комплекса, как полагает Адлер? Действительно ли травма рождения на столько влияет на жизнь индивида, заставляя его переживать на каждом витке своего бытия? На этом фоне и концепция Станислава Грофа о перинатальных матрицах также теряет свою убедительность – так мы наблюдаем, как многие концепции могут быть или пересмотрены, или даже рухнуть как карточный домик!

    
Пятой характеристикой психокомплексов является в возможности взаимосвязей между ними. На рисунке 1 изображены примеры взаимосвязей между некоторыми базовыми психокомплексами. Комплекс Жертвы очень часто может быть связан с комплексами Вины и Бэтмена, также как комплекс неполноценности с комплексом превосходства, кроме того, есть гендерная составляющая этого комплекса, у мужчин и женщин он протекает по-разному. Комплекс возраста, тела, Серой мышки, Москвича также в своей основе связан с неполноценностью. Эдипов комплекс связан с материнским и отцовским, в своей основе опирается на дефекты воспитания в семье.

      Возможность горизонтальных связей между комплексами ждет своего рассмотрения в будущем на основе теоретических разработок и практического опыта психологов-консультантов. Кроме того, есть основания полагать, что возрастные и гендерные особенности составляют шестую характеристику психокомплексов. Профессор  философии Политехнической школе в Париже Элизабет Багентэр в своей книге «Мужская сущность» [2] показывает особенности формирования мужской и женской сущности. Например, сущность мужчины формируется на основе трех отрицаний: «Не будь ребенком», «Не будь женщиной» и «Не будь геем». Автор утверждает, что согласно социальным стереотипам мужчина должен соответствовать следующим характеристикам:

-        обладать физической силой,

-        быть компетентным и много знать,

-        быть эмоционально твердым, самоуверенным

-        быть высокого роста.

        Несоответствие образу «настоящего мужчины» автоматически активирует страх и запускает формирование комплекса. Ведь не все мужчины обладают высоким ростом, являются самоуверенными символами физического совершенства. Также и девушки переживают свое несоответствие надуманным идеалам женственности (фигура «90-60-90» и т.д.). Возрастная составляющая психокомплекса также является важной характеристикой для понимания его сути. Детский возраст в районе 6 лет, подростковость, средний и преклонный возраст в возрастной психологии считаются критическими, этим критическим периодам соответствуют свои психокомплексы: в 6 лет может проявится комплекс Эдипа, в подростковом возрасте – комплекс неполноценности и тела, подогретый взрывом гормонов и сексуальности, в среднем возрасте – переживается «синдром пустого гнезда», переосмысление своих ценностей.

       Писатель Ника Батхен [7] приводит пример знаменитого художника Энжена Анри Поля Гогена (1848-1903), который изначально был успешным биржевым брокером, счастливым мужем и отцом пятерых детей. В 36 лет он оставил семью, уехал в Париж, чтобы заниматься живописью и стать в итоге одним из величайших художников своего времени. Абсолютный кризис среднего возраста так и выглядит – на ровном месте, казалось бы, беспричинно полностью переломить сложившийся образ жизни, сменить профессию, город, страну, развестись или жениться. В менее острой форме кризис проявляется в оригинальных или экстремальных увлечениях, супружеских изменах, турпоездках в экзотические страны.

       Автор указывает на комплексные причины возрастных кризисов, такие как, изменение гормонального баланса, и смена социальных ролей, и смещение жизненных ценностей и ориентиров.      Итак, мы рассмотрели характеристики психокомплексов и взаимосвязи между ними, но каковы подходы к терапии психокомплексов в практической психологии и проанализируем достоинства и недостатки этих подходов.

    Первый подход к теории психокомплексов принадлежит психоаналитику, основателю индивидуальной психологии, так называемому «королю психокомплексов» Альфреду Адлеру. Альфред Адлер [1] полагал наличие комплексов вполне естественным для любого человека. Комплексы начинаются в детстве, когда ребенок ощущает свою несостоятельность относительно мира взрослых, кроме того, при усложненности ситуации дефектами тела и внешности, комплекс неполноценности укрепляется. Переживание комплекса неполноценности весьма мучительно для личности, поэтому формируются компенсаторные цели, приводящие к развитию личности ребенка: «Основой основ ребенка является его желание компенсировать свои слабости из этого чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей» [1]. Сравнивая себя с другими, а также со своим идеалом, человек достигает больших успехов в жизни. Примером может служить life-story Мерилин Монро, имевшей комплекс неполноценности, проходившей сеансы психоанализа у известного психоаналитика Голливуда Ральфа Гринсона, маму-шизофреничку, но ставшей звездой кино и секс-символом послевоенного мира Запада. Воспитание, по Адлеру также происходит через компенсацию своих недостатков и стремлением к некоему идеалу. Положительная сторона подхода А.Адлера в том, что он концептуально описал комплекс неполноценности в учении психоанализа. Однако, недостатками его подхода мы полагаем в том, что:

  • источник мотивации личности находится вовне, а идеал принципиально недостижим
  • жизнь воспринимается как бесконечная гонка с   другими людьми, служит невротизации личности и приводит к депрессивным состояниям
  • компенсация комплекса неполноценности не предполагает достижение счастья, а только лишь соответствие мифа социальной успешности.

       Другой подход к терапии психокомплексу предлагает Андрей Максимов [5]. Автор предлагает находить источник поддержки личности в его ближнем круге, найти свою уникальность, а сравнивать свои достижения только с самим собой в прошлом и перестать бояться самого себя. К терапии комплексов автор применяет экзистенциальный подход, раскрывая личностные смыслы клиента. Осознание смысла своей жизни, проработка своих страхов, принятие себя помогут решить проблему комплексов. Особое внимание уделяет автор страху жизненных изменений, приводящих к тупиковым ситуациям, но понимание смыслов через вопросы «Почему? Зачем?» открывается путь к освобождению от комплексов. Сравнивая подходы к терапии психокомплексов Альфреда Адлера и Андрея Максимова, полагаем подход последнего более продуктивным потому, что:

  • он ведет к повышению осознания и принятию себя
  • приводит к повышению удовлетворенности жизнью
  • учит клиента опираться на свои собственные ресурсы.

     Яркую насыщенную жизнь прожили Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Галина Цветаева, Владимир Высоцкий. Каждый из них оставил потомкам свой неповторимый образ, продукты своего творчества. Они ломали общественные стереотипы, реализовали смысл своей жизни так, как понимали его. У них мы можем найти ответ на вопрос, как перестать бояться самих себя, освободиться от комплексов и реализовать смысл своей жизни.

 

                          Список использованной литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
  2. Бадентэр Э. Мужская сущность. -  М.: Новости, 1995. – 304 с.
  3. Вагин И. Заяц, стань тигром! – М.:, Рипол Классик, 2000, - 368 с.
  4. Зимбардо Ф.Г. Как побороть застенчивость. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 308 с.
  5. Максимов А. Психофилософия 2.0. Книга для тех, кто устал бояться. – СПб.: Питер, 2014. – 288 с.
  6. Фрейд  З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2012. – 400 с.

                               Источники сети интернет

7. Ника Батхен. Кризис среднего возраста: старинный враг или новый диагноз. [электронный ресурс] //  URL: http://www.km.ru/stil/2014/03/12/seksualnoe-zdorove-zhenshchiny/734435-krizis-srednego-vozrasta-starinnyi-vrag-ili-no / Дата обращения 20.10.2015.

8. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [электронный ресурс]// URL:http://www.psychologos.ru/articles/view/biologicheskoy_osnovy_u_krizisa_podrostkovogo_vozrasta_-_net#edipov_kompleks_u_podrostkov / Дата обращения 21.10.2015.

9. Русская служба ВВС. [электронный ресурс] // URL:http://www.bbc.com/russian/business/2015/01/150119_5floor_rich_poor_inequality /Дата обращения 15.10.2015.

© Сигаев С.Ю., 2015