Студентам

Виртуальные миры

on 26 Март 2016. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Аннотация: В статье рассматривается влияние модернизации российского образования на его качество.  Раскрыта сущность электронного обучения и глобализационных процессов в образовании. Показаны перспективы развития отечественного образования в приближающемся цифровом будущем открытого общества, роль преподавателя в образовании будущего. Подчеркнута важность образования в поддержке национального суверенитета России.

Ключевые слова: глобализация, Болонский процесс, е-learning and education; smart education, модернизация образования, патриотизм, национальный суверенитет.

Abstract: In article influence of modernization of Russian education on his quality is considered. The essence of electronic training and globalization processes in education is opened. Prospects of development of domestic education in the coming digital future of open society, a role of the teacher in formation of the future are shown. Importance of education in support of national sovereignty of Russia is emphasized.

Keywords: globalization, Bologna Process, e-learning and education; smart education, modernization of education, patriotism, national sovereignty.

 

         Виртуальные миры образовательного пространства России

                      Virtual worlds educational space of Russia

 

    С момента ликвидации СССР на всем пространстве России, включая образовательное, проводятся различные реформы. Авторы данных реформ заявляют, что их цель  - сделать Россию цивилизованной страной западного типа. Однако изнанка реформ показывает совершенно иные результаты творческой деятельности реформаторов: Конституция 1993 года закрепило внешнее управление запретом на государственную идеологию  (глава 1, статья 13); широкоразрекламированная приватизация 90-х под руководство А. Чубайса развалила централизованный государственный комплекс народного хозяйства и создала отечественный олигархат, привела к деиндустриализации страны, сокращению производства. Вторая волна приватизации, организованная в настоящее время, позволит за бесценок в условиях кризиса падения цен на нефть передать прибыльные компании («Алроса», «Сбербанк», «Роснефть», «Башнефть» «Аэрофлот», «Совкомфлот», «РЖД», ВТБ и др.) в руки олигархата [1].  

     Введение федерального государственного образовательного стандарта в «Законе об образовании» 1992 года позволило определять содержание, объем, методы обучения Министерству образования, а не Верховному совету РФ, как ранее. Причем изначально спонсорами российских образовательных реформ выступили зарубежные партнеры – только в 1991-1993 годах ими было вложено в реформы отечественного образования 700 млн. долл. Особо «отличились» фонд Сороса, правительства США, ФРГ, Франции, на их средства проходила реорганизация системы управления образованием, курсы экономической грамотности, обмены школьниками и преподавателями, переподготовка преподавателей системы профобразования. В докладе Всемирного банка (№13 638-RUS) рекомендовалось реформировать систему образования в России следующим образом [4]:

  • «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов»,
  • «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку»;
  • установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций», 
  • «любовь к российскому искусству и литературе, а также терпимость к другим социальным группам»;
  • «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будет серьёзно реструктурированы»;
  • «передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам».      

    Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ [4]. Таким образом, начался процесс американизации российской школы, осуществляемый через разрушение фундаментального классического характера образования, готовившего интеллектуальную и нравственно развитую личность, в угоду чисто прикладного образования.

    В последствии право на образование было заменено на образовательные услуги, введено понятие образовательных компетенций. Анализируя эпоху бесконечных реформ отечественного образования, нельзя не отметить падение уровня российского образования – по данным ЮНЕСКО за двадцать лет образовательных реформ Россия скатилась с 3-его места в мире на 35-е [5]! Программа «смены парадигм» и  модернизации изначально содержала в себе идею постоянного, бесконечного реформирования российской системы образования в качестве самоцели. В итоге это привело к насаждению хаоса, с помощью которого начали разрушать весь учебно-воспитательный процесс. Госстандарт (затем ФГОС) становится инструментом не просто перестройки, но «перманентной революции» в образовании. Член Общественного совета при Минобрнауки РФ, в 2007-2009 гг. федеральный оператор Комплексных проектов модернизации образования Александр Изотович Адамский утверждает: «Становится уже почти очевидным факт, что современное образование – это постоянно идущая реформа. Иначе система образования просто потеряет свою функцию – просвещать и дать человеку возможность ориентироваться в этом мире. Привычка к переменам, способность ориентироваться в быстро меняющемся мире – это и есть образование сегодня» [4].

    Популярный сегодня подход в образовании имеет общий вектор в сторону дистанционного обучения (Е-learning and education; smart education), востребованный в цифровом открытом обществе ближайшего будущего. Во всех вузах страны, как по мановению волшебной палочки, открываются отделы дистанционного обучения через интернет, проводятся многочисленные конференции, цель проведения которых состоит в подготовке общественного мнения к необходимости электронного обучения и неэффективности традиционных форм. Ректор МЭСИ Наталья Владимировна Тихомирова и другие активные реформаторы образования в стиле smart education в своих публикациях [2, 3] категорично утверждают, что образование должно быть ориентировано на нужды бизнеса, при этом если «вчера» единственным источником знаний для студента был преподаватель, при этом почерпнуть новые знания студент не мог нигде кроме, как в аудитории или в книге, которую ему посоветовал тот же преподаватель. Целью же университетов была подготовка специалистов для индустриального производства. С этим утверждением трудно не согласиться, что не относится к определению особенностей сегодняшнего момента. «Сегодня» знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и между студентами, что позволяет создавать новый уровень знаний.

   В свою очередь активно начинают применяться образовательные технологии и преподаватели могут нести знания не только в аудитории. Бизнесу необходимы специалисты, подготовленные к обществу знаний» [3].

     Раскроем скрытые смыслы автора: госпожа Н.В. Тихомирова утверждает некий «новый уровень знаний», который студенты организуют между собой на основе источников сети интернет. Любой преподаватель знает, что данные источники весьма сильно варьируются по степени научной достоверности, зачастую все сайты перепечатывают друг у друга одни и те же тексты, причем сомнительного содержания, а лидером ссылок являет собой свободная электронная библиотека Википедия, ссылаться на которую в научной среде до сих пор считается моветоном! Далее автор утверждает, что преподаватели могут читать свои лекции в других местах, но в каких – в служебных офисах транснациональных корпораций, на складах хранения продукции, каких-то образовательных центрах – читателю не объяснено! Однако создается подтекст, что студенты уже не нуждаются в своих преподавателях. Пусть преподаватели читают свои лекции кому и где захотят, и хочется вместе с автором излучать оптимизм в виду жизни в обществе знаний, информационном обществе, где каждый учится как хочет и  чему захочется в среде интернет, а педагоги занимают свое место за пособиями по безработице на бирже труда.

    Самое интересное, как автор представляет будущее отечественного образования: «А «завтра» главным источником знания для студента станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены  на создание новых знаний. Процесс преподавания будет предполагать движение знаниевых объектов в любых направлениях от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту и т.д. Выпускник будет не просто специалистом в своей области, он сможет вливаться в бизнес-среду в качестве партнера или предпринимателя» [3]. В открытом обществе цифрового будущего преподаватель теряет свое предназначение, а знания генерятся как бы сами собой. Однако в настоящем мы наблюдаем такой процесс: студенты не способны сделать и грамотно оформить даже реферат, который в готовом виде скачивают с ресурсов сети. О каком создании новых знаний может идти речь, когда иллюзия доступности знаний не повышает мотивацию на их приобретение? Например, мы всегда приглашаем студентов в соавторство для написания научных статей для конференций. Самая распространенная реакция на наше предложение – сонная апатия и редко кто соглашается как-то поработать над созданием научного текста. Так или иначе, мы отнюдь не наблюдаем массового энтузиазма по созданию новых научных текстов и знаний, которыми грезит уважаемая коллега Н.В. Тихомирова! Убеждение, что «выпускник будет не просто специалистом в своей области, он сможет вливаться в бизнес-среду в качестве партнера или предпринимателя» также напоминает сверхоптимистичное заявление Н.С. Хрущева о том, что уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

   Весомым аргументом того же автора является убеждение, что самое главное – скопировать знания преподавателя и выложить его в интернет в свободный доступ как видеолекции или текст. Однако, мы утверждаем, что такой подход к обучению будет однобоким, потому что помимо книжного текста преподаватель работает с как с  группой, управляя групповой динамикой, так и через личный контакт, он и группа наполняют пространство своей уникальной энергетикой человеческого общения со всеми его особенностями и нюансами. В электронном обучении сразу «выпадают» такие методы работы, как социально-психологический тренинг, дискуссия, ролевая игра, импровизация обучающихся и педагога, кроме того – возникают проблемы с воспитательной стороной образования, т.е. пропадает морально-нравственная функция образования.

   Если целью модернизации образования является выведение за скобки преподавателя, то разумеется, с такой стратегией трудно не согласится -  что подтверждается в  дорожной карте форсайт-проекта «Образование-2030», в котором педагоги подлежат упразднению, как и традиционная школа и система обучения («школа неудачников»). При этом мы выражаем сомнение, в уверенности модернизаторов образования, что внедрение Smart education сможет «обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды». Но почему среда должна быстро меняться, и на сколько быстро меняться? Ведь бытие, жизнь – это не компьютерная игра, в которой важно поскорее «прокачать персонажей» и набрать максимальное количество баллов!

   Другой проект ближайшего будущего в мире глобализаторов – это грезы о Едином европейском (надо полагать, в перспективе  - и мировом, глобальном) университете с общим деканатом, «который будет сопровождать перемещение студентов от вуза к вузу. Болонский процесс дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая, таким образом, Smart education system для Европы». Но насколько Россия заинтересована в оттоке наиболее одаренных и перспективных молодых людей в богатые страны Европы и в США, являющимися не сколько историческими геополитическими союзниками, а скорее, противниками? Не будем забывать существование НАТО у границ России и против кого оно направлено! Проводятся ежегодные военные учение в Прибалтике и на Украине, агрессивно ведут по отношению к РФ также Грузия и Турция! С Грузией у нас была война 08.08.2008г., Турция сбила в ноябре 2015 года наш бомбардировщик, Украина не может простить аннексию Крыма и неопределенную ситуацию на Донбассе.

    Со стороны лидеров западного мира Ангелы Меркель, Барака Обамы, Хилари Клинтон и др. постоянно слышатся агрессивные заявления в адрес России, приводящие к нагнетанию напряженности и милитаризации мирового пространства. Только начиная с 2000-ого года при активном содействии США были организованы и проведены цветные революции в: Югославии (2000, «Бульдозерная революция»), Грузии (2003, «Революция роз»), Украине (2005, «Оранжевая революция»; 2014 «Революция достоинства»), Ираке (2005, «Пурпурная революция»), Киргизия (2005, «Тюльпановая революция»; 2010 «Дынная революция»), Ливане (2005, «Революция кедров»), Молдавии (2009, «Сиреневая революция»; 2015 «Хризантемовая революция»), Тунисе (2010, «Жасминовая революция»), Египет (2011, «Революция лотоса») удалось подавить мятежи в Белоруссии (2006, «Васильковая революция»), Бирме (2007, «Шафрановая революция»), Иране (2010, «Зеленая революция»), Китае (2011, «Жасминовая революция»), России (2011, 2013 «Болотная революция»), Гонконге (2014, «Революция зонтиков»), Армении (2015, «Революция розеток»).

     Если образование РФ заинтересовано в обслуживании транснациональных корпораций мирового капитала во главе с США больше, чем в поддержке собственного национального суверенитета, то о такой антипатриотической позиции остается не только посочувствовать, но и поднять тему измены национальным интересам государства.

   Надо полагать, идеей фикс реформаторов в образовании является уничтожение традиционного обучения за счет переноса его в электронную среду («Обучение станет доступным везде и всегда»), что приведет не только к тотальной раздаче-продаже дипломов, но и приблизит общество цифровой диктатуры будущего, будущего описанного в форсайт-проектах «Детство 2030» и «Образование 2030», а также в пророчествах «Апокалипсиса» Иоанна Богослова.

     Но какая модернизация нужна российскому образованию на самом деле? Мы полагаем, что советское образование, занимавшее по данным ЮНЕСКО, 3-е место в мире, было достаточно эффективным. Однако, в нем было не достаточно развито гуманитарное образование. Относительно методов обучения и контроля можно сказать так, что все популярные сегодня методы, включая и тестирование, существенно бы обогатили потенциал отечественного образования, не затрагивая его фундаментальные основы и традиции. А широкое использование современных технических средств – компьютеров, проекторов, для труднодоступных регионов – обучение через среду интернет, существенно бы подняло уровень отечественного образования! Разумеется, следовало бы отказаться от пути коммерциализации образования и введения понятия образовательных услуг. В целях укрепления национального суверенитета не нужно было бы вступать в Болонский процесс, а вместо этого выстроить свою общую образовательную систему со партнерскими странами бывшего СССР, то, что сейчас называется «Евразийский союз». Конечно, такое образование должно соответствовать общему государственному курсу России, как обретения себя снова в качестве великой мировой державы, страны для народа, а не для олигархов и транснациональных хищников-корпораций! О таком мире отечественного образования мечтают настоящие патриоты России, соответствующего современным вызовам многополярного мира.

 

                                                                Литература

 

  1. Отдать свое и навсегда: новая приватизация в России // Русская служба ВВС // [Электронный ресурс]// URL:http://www.bbc.com/russian/business/2016/02/160202_russia_new_privatisation / (дата обращения: 7.03.2016г.)
  2. Тихомирова Н.В., Будущее развитие российского образования: взгляд ректора // Тихомирова Н.В. [Текст]// Открытое образование, №2, г. Екатеринбург, 2014. – С.4 -8.
  3. Юнеско констатирует катастрофический обвал уровня образования в России // сайт КПРФ //// [Электронный ресурс]// URL: http://kprf.ru/activity/education/119597.html (дата обращения: 7.03.2016г.)
  4. Тихомирова Н.В., Тихомиров В.П. Smart-education: новый подход к развитию образования // Сообщество e-Learning PRO // [Электронный ресурс]// URL:  http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education (дата обращения: 7.03.2016г.)
  5. Четверикова О.Н. Враг зашел с тыла. Часть 2. Кто и как уничтожал суверенное образование в России// Институт высокого коммунитаризма//  [Электронный ресурс]// URL: http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_metody/vrag_zashel_s_tyla_chat_ii_27022015/ (дата обращения: 7.03.2016г.)

 

март, 2016 г.