Студентам

Застенчивость

on 31 Май 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

УДК 159.9

Психолого-педагогическая поддержка застенчивых детей младшего подросткового возраста

Psychological-pedagogical support shy children in their early teenage years

Сигаев Сергей Юрьевич, ФГБОУ ВО Московский государственный университет им. К.Г. Разумовского (ПКУ), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, г. Москва, sig69@inbox.ru

Аннотация. В статье освещается сущность застенчивости как социофобического феномена и комплексного состояния личности младших подростков, выражающихся во взаимоотношениях с другими людьми, характеризующимся страхом публичных ситуаций. Предлагается программа психолого-педагогической поддержки и коррекции, основанная на когнитивно-поведенческом подходе и идеях социального научения.

Ключевые слова. Застенчивость; социофобия; когнитивно-поведенческая психотерапия; психокоррекция; самооценка; Я-концепция; комплекс неполноценности; групповая работа; сидром дефицита внимания и гиперактивности.

Annotation. The article highlights the essence of shyness as a sociological phenomenon and a complex state of the personality of younger teenagers, expressed in relations with other people, characterized by fear of public situations. The program of psychological and pedagogical support and correction based on cognitive-behavioral approach and ideas of social learning is proposed.

Keyword. Shyness; social anxiety; cognitive-behavioral psychotherapy; psychological correction; self-esteem; self-concept; the inferiority complex; group work; syndrome of attention deficit and hyperactivity.

В настоящее время по данным наших исследований у детей младшего подросткового возраста наблюдается две противоречивых тенденции развития: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутического спектра – застенчивость. Статистика российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций СДВГ страдают около 20% детей И если первой тенденции уделяется более чем достаточно внимания через разработку и внедрение программ психолого-педагогической поддержки и психокоррекции в центрах психолого-медико-социального сопровождения (например, ЦПМСС г. Зеленограда успешно проводится программа «Золотой ключик»), то проблеме психолого-педагогической поддержки застенчивых детей не уделяется должного внимания? Можно уверенно предположить, что причиной такого перекоса является отношение образовательной системы, для которой гиперактивные дети представляют собой настоящее проблемное поле в обучающей деятельности: гиперактивные дети, как правило, неуправляемы, конфликтны, трудно обучаемы, дезорганизуют процесс обучения в классе, отвлекают других учащихся от познания предмета. Взаимодействие же с застенчивыми детьми носит диаметрально противоположный характер, т.к. проблемная область смещается с внешнего плана на внутренний и выражается в том, что страдают сами обучающиеся. Каким образом проявляется в учебном процессе страдание застенчивого ребенка? Замечательный американский социальный психолог, профессор Стенфордского университета Филипп Зимбардо, автор скандального тюремного эксперимента, провел глубокие исследования застенчивых людей [3]  в 1977 – 1999 годах и выделяет три формы застенчивости: легкую, среднюю и тяжелую в зависимости от выраженности наследственного фактора, которых отягощает симптоматику рассматриваемого явления.

Первая форма застенчивости затрудняет социальную адаптацию субъекта, но может быть преодолена волевым усилием. Согласно теории социального научения Альберта Бандуры [1] здесь застенчивому человеку может помочь такие способы как: самоинструкция, самоподкрепление, косвенное подкрепление. Кроме того, существенную психологическую помощь окажут группы личностного роста и индивидуальная работа с психологом. В группе сверстников застенчивый ребенок обычно занимает статус середнячка, фактор наследственной предрасположенности имеет незначительное влияние.

При второй форме застенчивости возможна лишь частичная адаптация в социальной среде и человеку значительно труднее, а иногда и вовсе не получается, силой воли подавить симптоматику застенчивости, потому что наследственный фактор выражен более явной форме. У субъекта проявляются психокомплексы (например, комплекс неполноценности, описанный Альфредом Адлером), не может выступить перед аудиторией, пообщаться с незнакомым человеком и пользуется меньшей популярностью среди сверстников.

При третьей форме застенчивости у человека развивается настоящая социофобия – страх общественной жизни, которая по сути является социально-тревожным расстройством [2]. Такие люди становятся одиночками и отшельниками в миру, часто становятся изгоями, занимая низшую социальную позицию в группе. Сверстники часто недолюбливают таких детей, издеваются над ними, стремятся унизить и оскорбить. Ребенок постоянно в группе тревожится, зациклен на своих мыслях о том, как его оценивают окружающие, пытаются быть незаметными в обществе, но именно этим привлекают к себе еще большее внимание.

Ситуации неизбежного общественного внимания такие, как ответы у доски, презентация своего проекта, участие в соревнованиях, поход на митинг, разговоры с учителем сильно напрягают психику ребенка, он ведет себя неестественно, вымученно, не способен к импровизации, не может раскрыть свой потенциал, вызывая ухмылки сверстников. «Я так и знал, что у меня это не получится!» - возникает мысль ребенка, его когнитивный прогноз подтверждается и негативные ожидания еще больше усиливаются.

Так формируется замкнутый круг, усиливается неуверенность в себе, падает самооценка, формируется негативная Я-концепция. Но с другой стороны, на самом деле ребенок хочет быть счастливым в отношениях, завидует раскованным и общительным ровесникам, мечтает о друзьях и более близких отношениях – таким образом, его мучает сильный внутренний конфликт между Я-идеальным и Я-реальным, который только ухудшает ситуацию и ребенок делает вывод, что он не такой как все и ощущает себя проклятым. Даже если вдруг какой-то незнакомый ровесник пообщается с ним, то негодование и презрение группы может коснуться и его и когда он поймет это, начавшаяся дружба обычно прерывается.

У ребенка-социофоба развивается негативизм, защитный механизм по типу избегания; рационализация, чтобы обосновать существующее положение вещей; диссоциация, которая позволяет защититься от негативных чувств; вытеснение – позволяет избавиться от негативных представлений в сознании, но они никуда не уйдут, а будут вытеснены в подсознание, станут усиливать невротизацию личности социофоба; может возникнуть суицидальная готовность, которая может привести к попыткам суицида. В дальнейшем взрослый социофоб будет испытывать определенные трудности в жизни, связанные с фрустрацией основных базовых человеческих потребностей, по Фрейду, «работа и любовь»: трудности создания семьи и построении профессиональной карьеры.

Пытаясь снизить напряженность и скованность, снять стресс застенчивые люди могут находить отдушину в алкоголе, который дает им чувство раскрепощенности, но затем приводит к новым проблемам в обществе, которое осуждает выпивающих людей. Современные возможности информационных технологий, использование сети интернет и социальных сетей часто используется застенчивыми детьми для безопасного общения под маской вымышленных личностей, когда они могут проявить свою сущность, высказать свое мнение, завести виртуальных друзей.

Какова же психофизиология застенчивости в социальных ситуациях? Психотерапевты выделяют такие симптомы как: дрожь в теле; внезапное покраснение лица (эритрофобия); потение; спазмы, приводящие к потере голоса; слезы в глазах; ощущение скованности и зажатости.

Другой вопрос, требующий рассмотрения для понимания сути застенчивости – это соотношение и дифференциация понятий застенчивости и скромности, потому что не все педагоги различают их. Скромность выражается в умеренности во различных требованиях, к своего рода, самоограничениям в роскоши и престижу; отказ от гордыни и наглости, тщеславия и заносчивостью. Но какие качества общие у скромности и застенчивости? Их сближает отказ от демонстративности, чувства стыда в определенных ситуациях. Однако разница между рассматриваемыми явлениями в том, что застенчивость имеет свою симптоматику и страхи, имеет табу на деятельность, внутренние запреты на самореализацию. Скромность же основывается на нормах воспитания, не препятствует самореализации и не основывается на психокомплексах [4].

Итак, когда были рассмотрена психология застенчивости как комплексного социофобического феномена аутического спектра, рассмотрим программу психолого-педагогической поддержки и психокоррекции застенчивых детей младшего подросткового возраста, которая получила название «Гадкий утенок». Программа содержит как и работу в группе, так и в индивидуальном режиме. Для достижения практических задач программы мы опираемся на когнитивно-поведенческий подход в психотерапии [5], который в настоящее время пользуется популярностью у психотерапевтов во всем мире. Суть этого подхода в проработке на уровне мыслей и убеждений, внутренних представлений и моделирование, тренировка новых способов эффективного поведения.

Программа состоит из нескольких этапов, за счет работы в группе и работы над собой на каждом этапе подростки выстраивают в конце концов обновленное представление о себе, способным к преодолению своих симптомов, с новым пониманием себя, свободно реализующего себя в обществе.

-     Задачи первого этапа: запустить процессы групповой динамики, создать рабочую творческую доверительную атмосферу в группе, выявить индивидуальные проявления застенчивости участников.

-     Задачи второго этапа: научить навыкам общения и отрепетировать типичные социальные ситуации, вызывающие симптомы застенчивости.

-     Задачи третьего этапа: поднятие личного рейтинга в группе сверстников, увеличение социальных связей. Переход к новой Я-концепции успешного в жизни и уверенного в себе человека.

Во время проведения программы в психике обучаемых происходят изменения через работу следующих психологических механизмов и техник (рис. 1): - техника проигрывания роли общепризнанна эффективна при помощи застенчивым людям (Зимбардо, 1977), т.е. то поведение, которое обычно для подростка является недостижимым, через проигрывание роли исполняется, минуя напряжение и зажатость. Механизм проградиентных изменений [5] позволяет приближаться к эффективному исполнению социальных действий через постепенное приближение, небольшими порциями. Через механизм подражания и идентификации участники группы будут подсознательно усваивать новые успешные модели поведения от более раскованных ровесников и ведущего группы.

 

Рис. 1. Модель психокоррекции застенчивости в программе поддержки

Цель программы: методами и средствами программы обеспечить личностный рост застенчивых подростков, сформировать более позитивное представление о себе (Я-концепция), помочь застенчивым подросткам преодолеть свою застенчивость и свободно проявлять свой личностный потенциал в социальной среде.

Задачи программы:

ü    Просвещение -  объяснить учащимся причины и стратегии преодоления застенчивости

ü    Практические навыки общения – сформировать компетентность в общении в различных ситуациях (публичные выступления, незнакомцы, компания, статусные лица, лица противоположного пола), способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способность сказать "Нет"; способность открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

ü    Обучить навыкам самоэффективности и социального поведения: самопрезентации, самораскрытия, психологической защиты, рефлексии, выстраивания отношений, позитивное целеполагание и др.

ü    Самопознание – помочь лучше осознавать себя, корректировать свои негативные мысли и эмоциональный фон, научить навыкам релаксации, коррекция самоуважения и доверия к себе, уверенность в себе.

Для реализации вышеперечисленных задач в программе используется сочетание индивидуальных сессий и групповой работы, тренинга, самостоятельной работы и работы с родителями, которое реализуется следующими психологическими методами:

- минилекции, презентации, во время которых психолог ведет просветительскую работу

- дискуссии, во время которых происходит вовлечение участников в актуальную тему, подростки учатся высказывать свое мнение

- ролевые игры, в которых моделируются ситуации застенчивых людей

- упражнения, задания, несущие для подростков какое-то осознание

- психодиагностика: опросники и проективные методики

- преимущественная форма работы – тренинг и групповая работа

- домашнее задание участникам группы, на которых они закрепляют знания и навыки в реальных условиях

- возможности мультимедиа: просмотр и обсуждение художественных фильмов по теме застенчивости.

 

На рис. 2. показано, что психологическая помощь в преодолении застенчивости планируется оказывать через индивидуальную и групповую работу, самостоятельную работу и работу с родителями, задействуя ресурсы сети интернет, что приводит к преодолению застенчивости. В этом проявляется комплексный подход к преодолению симптомов застенчивости. Содержательно тренинговая программа разделена на три блока (см. рис. 3)


В первом блоке подростки пытаются лучше понять себя, во втором блоке обучаются техникам поведения в ситуациях, в которых проявляется их застенчивость, а в третьем блоке программы работают над своими личностными качествами.  

Программа используем все доступные возможности и ресурсы для преодоления симптомов застенчивости, в том числе и ресурсы сети интернет. Нынешнее поколение молодых людей очень сильно подключено к виртуальной реальности, что тоже можно использовать для наших задач. В популярной социальной сети «ВКонтакте» участники тоже могут общаться и лучше узнавать друг друга, что способствует сплоченности группы. Кроме того, это сообщество пригодится для общения подростков, прошедших эту программу с новичками. Такое общение поможет создать команду единомышленников, свою среду общения и дополнительной поддержки.

Проверка эффективности программы: демонстрация уверенного поведения в ситуациях, провоцирующих симптоматику застенчивости.

Требования:

- К личности психолога: навыки проведения групповой работы и тренингов, владение техниками НЛП и когнитивно-поведенческой психотерапии;

- Помещение для тренингов и консультаций (техника: TV, пк).

Программа «Гадкий утенок» пока не прошла проверку на эффективность, таким образом открыта возможность для ее реализации и усовершенствования.

Литература

  1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
  2. Биик Дж. Тренинг преодоления социофобии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 240 с
  3. Зимбардо Ф.Г. Как побороть застенчивость. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 308 с.
  4. Сигаев С.Ю., Дубровский И.Ф., Зимина М.М. Подходы к терапии психокомплексов при индивидуальном психологическом консультировании [Текст] // С.Ю. Сигаев, Дубровский И.Ф., М.М. Зимина // Инновации и традиции: современные вызовы развития педагогического образования / Материалы Международной научно-практической конференции (05-06 апреля 2016 года) / Под ред. Д-ра пед. наук С.Е. Шишова.- М.: ООО «Ваш формат». – 2016. - С. 419-427.
  5. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 173 с.