Студентам

Образование 2035

on 31 Май 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

УДК 378+30

Осмысление вектора развития процессов глобализации и построении общества 5.0 в  форсайт-проекте «Образование  2015 - 2035»

Understanding of development of processes of globalization and the construction of society 5.0 of the foresight project "Education 2015 - 2035»

Сигаев Сергей Юрьевич, ФГБОУ ВО Московский государственный университет им. К.Г. Разумовского (ПКУ), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, г. Москва, sig69@inbox.ru

Науменко Раиса Андреевна, Киевский государственный педагогический университет им. А.М. Горького, доктор наук государственного управления, доктор PhD, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, г. Киев, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье анализируются тренды дорожной карты Агентства стратегических инициатив  «Образование 2015-2035», раскрывается последствия реализации данной программы, раскрываются ее сильные и слабые стороны. Рассматриваются характеристики общества 5.0, его основные тренды и возможные последствия его внедрения. В работе обосновывается необходимость теоретического осмысления последствий повсеместного внедрения it-технологий на научном и философском подходе.

Ключевые слова. Трансгуманизм; глобализация, общество 5.0; it-технологии; Образование 2015-2035; интернет вещей; DIY-культура; Точка всеведения; робогогика; Massive Open Online Courses; Internet of Everything; Россия 2045.

Annotation. The article analyzes trends in the road map of the Agency for Strategic Initiatives "Education 2015-2035", reveals the consequences of implementing this program, reveals its strengths and weaknesses. The characteristics of society 5.0, its main trends and possible consequences of its implementation are considered. The paper substantiates the necessity of theoretical comprehension of the consequences of ubiquitous introduction of it-technologies on a scientific and philosophical approach.
       Keywords. Transhumanism; globalization; society 5.0; it-technology; Education 2015-2035; internet of things; DIY-culture; The point of omniscience; robogogy; Massive Open Online Courses; Internet of Everything; Russia 2045.

 

Начиная со времен перестройки и до настоящего момента бесконечная модернизация отечественного образования часто вызывала недоумение большинства педагогов, вызванное недопониманием смысла и сущности проводимых образовательных реформ, о чем мы писали в предыдущих публикациях [1, 4, 5]. Уже давно становится очевидным курс на слом и ликвидацию традиционной модели фундаментального образования, существовавшего при СССР, влияние трендов глобализации в образовании, выражающееся в введении компетенций, принципов толерантности, уменьшению влияния роли учителя на образовательный процесс – это и внедрение ЕГЭ, метапредметный подход; тенденция к повсеместному внедрению it-технологий – это e-learning и др. Действительно, время идет, мир меняется – и закономерно, что меняется образование, что означает формирование образа нового мира будущего. Каким образом модернизация образования приближает «дивный новый мир» будущего через форсайт-проект Агентства стратегических инициатив дорожная карта «Образование 2035».

У любого вектора развития цивилизации должна быть некая идейная основа. Общества 20 века по сути основывались на идеях европейской философии: – это идеи Томаса Мора и Томазо Компанелла с их утопическим социализмом; концепция Карла Маркса и Фридриха Энгельса о классовой борьбе и построению коммунизма; идеи Фридриха Ницше о том, что «бог умер» и близится эра сверхчеловека; идеологов либерализма Джона Милля и Джона Локка. Все основные философские подходы были реализованы в 20 веке через идеологию коммунизма, фашизма и либерализма. Первые две концепции ушли в прошлое и восторжествовала последняя, ее триумф описан в книге Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» (1992), в которой утверждение либеральной демократии и социального государства провозглашалось венцом достижения человечества при доминировании США («pax Americana»).

Однако, есть все основания полагать, что эпоха либерализма заканчивает свое существование, подготавливая почву для нового типа общества. У этого типа общества пока не установилось однозначного термина, но в прессе употребляются такие понятия как «новый мировой порядок», «неофеодализм», «общество 5.0». Общество 5.0 [2] – это общество ближайшего будущего, для Японии оно уже стало настоящим, рассмотрим его отличительные черты: - it-технологии проникают во все сферы жизни общества; - интернет вещей IoT (Internet of Things) и интернет всего IoE (Internet of Everything); - сети нового поколения 5G; - беспилотный транспорт; - технологии умного производства использование big data и e–F@ctory (распределенная обработка данных «edge computing»); - массовая печать на 3D-принтерах; - работа на возобновляемых источниках энергии; - автономные финансы, отмена наличных денег. Однако за заманчивыми техническими решениями идеологи общества 5.0 умалчивают о социальных изменениях, о трансформации общества. Есть основания предполагать, что: - презумпция невиновности уступит место презумпции виновности; - право на неприкосновенность частной жизни будет упразднено, вместо него будет внедрена «прозрачность» жизни человека; - усилится социальный контроль за каждым членом общества; - очень многие профессии упразднятся и возникнет проблема ненужных людей, не все ведь смогут быть программистами или разработчиками нейроинтерфейсов; - вполне возможна вероятность скрытой цифровой диктатуры и кастового общества, нео-феодализм, нео-рабовладение; - повсеместное распространение погружение сознания людей в виртуальную реальность; люди потеряют осознание, что есть реальность, как фильме «Матрица».

Но кто же является идеологами нового типа общества? Отечественные исследователи Н.Г.Баранец, А.Б. Веревкин в работе «Футурология. Трансгуманизм. Гуманистический консерватизм» показывают влияние идей писателей-фантастов на вектор развития цивилизации. Книги футурологов Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джулиан Хаксли (первый генеральный директор ЮНЕСКО) в книге «Новые бутылки для нового вина» обозначил тенденции трансгуманизма, Ферейдун Эсфендиари предсказал телемедицину, беременность вне тела, коррекция ДНК, телешоппинг, искусственные части тела, об упразднении понятия возраста, карты идентификации. Идеи футурологов о трансгуманизме и новом типе общества воплощены в кинопродукции Голливуда «Суррогаты», «Люси», «Время», «Аватар», «Бегущий по лезвию 2049», «Превосходство», «Матрица», «Призрак в доспехах», «Терминатор: генезис», «Потрошители» и многие другие. В этой связи уместно задать вопрос: равноценно ли подводить идеологическую базу и, следовательно, вектор развития цивилизации не руководствуясь трудами философов и ученых, а лишь писателей-фантастов? Например, Карл Маркс не ставил своей задачей развлекать читателя, он написал большой труд «Капитал», который пользуется уважением у профессионалов и по сей день. Задачей футурологов было увлечь читателей, помечтать, но по не осмыслить явление во всей полноте. Вывод: образ будущего на научном уровне не проработан, однако реализуется во всей полноте. В итоге создается движение трансгуманистов «Россия 2045», а Агентством стратегических инициатив – дорожная карта «Образование 2035»,  которые обеспечивают образ будущего и трансформацию образования страны для этой цели.

Прежде чем будет рассмотрена дорожная карта «Образование 2035», предлагается вспомнить цитату от лидера глобализации, американского политика Збигнева Бжезинского из его книги «Великая шахматная доска» (1997): «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России. Мы уничтожили Советский Союз, уничтожим и Россию. Шансов у вас нет никаких» [6]. В этой связи участие России в программах глобального образования представляется как измена национальной безопасности и интересам нашей страны. Современная геополитическая обстановка вокруг России, связанная с бесконечными санкциями, войной в Сирии и напряженным противостоянием на Донбассе, множество других факторов позволяют считать, что нашим элитам было бы предпочтительнее думать об укреплении суверенитета страны, а не глобализации.

Теперь рассмотрим дорожную карту «Образование 2035», выделим наиболее интересные моменты и сравним с предыдущей «Образование 2030». Первая дорожная карта более структурирована, ее содержание разбито на 13 основных трендов, во второй карте так явно тренды не выделены.

  1. Распространение DIY-культуры - (от англ. Do It Yourself), «сделай сам», использование 3D-печати и разрешение на использование детского труда с 10 лет. С 2020 года подразумевается массовая 3D-печать – вызывает сомнение, многие такого принтера и в глаза не видели
  2. Всевозрастное образование – люди и после 60 лет сохраняют активность – но уже после 35 лет при поисках работы начинается отказ по возрасту («возрастной геноцид»); постулат о росте среднего класса вызывает недоумение – общеизвестно, что повсеместно средний класс уменьшается, уменьшается количество рабочих мест, все труднее найти работу. В 2020 году возникает событие «15-ти летний капитан» - физический возраст заменяется социальным. Это может быть возможно не в связи с всевозрастным образованием, а заменой органов или какой-то прогрессивной техникой омоложения из русских народных сказок
  3. Прагматизация образования – образование ориентируется не на становление фундаментальных знаний, а лишь как набор отдельных компетенций, образовательное учреждение – это лишь провайдер, перевод на дистанционное обучение. Продвижение работы в команде. Сейчас на рынке труда в России самые распространенные профессии: водитель, продавец-консультант и охранник. (Еще можно добавить профессию официанта на позицию 4). И зачем здесь работа в команде? Работа в команде необходима в армии, где важна слаженность взаимодействия группы, т.е. взвода или роты. Прагматизация должна соответствовать индустриализации, если последняя отсутствует, то обучить «офисный планктон» невелика задача, у нас итак полно «эффективных менеджеров». Особенно интересно получение неустойки от провайдера образования в случае проблем с трудоустройством (2018 г.), учитывая, что от 60 до 90% выпускников вынуждены работать не по специальности, можно было представить положение провайдеров, если бы им предъявили иски и претензии! 95% вузов прекратили бы существование. Можно констатировать, что многие прогнозы этого тренда также нереальны. Мы бы предложили другой подход – образование для себя, свой вклад в себя, самоинвестиции, не надо ориентироваться на некий бизнес, потому что в конечном варианте – каждый выпускник выживает как может и вуз (провайдер) ему уже ничего не  должен. Если кому-то нужен набор отдельных компетенций – это его выбор (набор спецкурсов), а кому-то фундаментальное образование – этот выбор тоже удовлетворяется. В предыдущей дорожной карте «Образование 2030» педагоги отсутствуют как класс к 2030 году, вместо них обучают профессионалы. Но ведь педагог – он тоже профессионал в своем деле, в мире будущего он уже исключен из тренда! Кроме того, «учителя и ученики взаимно обучаются» - что напоминают ситуацию в армии, когда командиры и солдаты дают друг другу команды и инструкции, в результате никто ни за что не отвечает и ничего не должен.
  4. Автоматизация рутинных интеллектуальных операций – учителя-трансляторы теряют ценность, автоматизация оборачивается потерей рабочих мест, семантические переводчики (2018г. - нереально); представляет интерес «Точка всеведения» (2020 г.) – отцифровка всего культурного наследия цивилизации. Очевидно, это приведет к уничтожению бумажных библиотек. Помимо восторгов об общедоступности информации можно было бы учесть, что в той же фантастике предсказан «дидлайн» - момент запуска некоего вируса, который сотрет безвозвратно все отцифрованное наследие: книги, картинки, музыку и т.д. Бумажных, аналоговых носителей уже не будет – и тогда человечество перейдет в «Точку неведения». Появление интерактивных преподавателей-симуляторов, когда пользователь не знает, является ли преподаватель человеком или искусственным интеллектом (2020 г.); робогогика (2021 г.) – педагогика для AI и роботов, т.е. видимо, роботы будут воспитывать роботов? В 2030 году планируется угроза «Конец «человека Возрождения» - падение когнитивного уровня человека вследствие всех модернизаций и внедрения искусственного интеллекта – тогда зачем оно все это было нужно? 2032 г. – новые луддиты, движение против роботизации 2.0 (очевидно, восстание будет не очень удачным. Остатки людей попытаются побороться за свои права в последний раз). И финал 2035 год – «Разделение машин и людей»: отключение людей от высокоуровневых систем жизнеобеспечения (телекоммуникаций, синтезаторов еды, виртуальных миров, искусственных органов). Т.е. люди живут в бесплодном гетто, где каждый пытается добыть себе миску еды, но навряд ли это касается элит, которые защищаются от остальных своими машинами и роботами, как в сериале «Корпорация». Что ж, грустный итог эволюции электронного общества в кастовое общество по типу «концлагерь»! Оказывается, вот цель всех модернизаций, цифровых экономик и реформ!..
  5. Новая модель познания – становление любительской науки, основанной на одаренных энтузиастах. Кризис фундаментальной науки.
  6. Развитие индустрии улучшения когнитивных способностей – «фитнес для мозга», «Всем в ухо!» (2017 г.) – отказ от компьютеров, миниатюризация не наступила. Здесь очевиден отрыв от реальности создателей дорожной карты. В 2025 году обещается приход «Второй психоделической революции» - если речь о наркотиках, то их линейка постоянно обновляется, но есть сомнения в целесообразности такой новации.
  7. Когнитивная революция – этот тренд развития в будущем представляет для нас особенный интерес, например, «интернет вещей» (2015 г.) – по крайней мере, для России относится к области фантазий, потому что наши люди не понимают, зачем подключать холодильник или утюг к интернету и оплачивать этот бесполезный сервис? На этот же 2015 год приходится следующее фантастическое нововведение «Вырасти в себе тамагочи» - социальные игры в беременность с государственной поддержкой в целях повышения рождаемости. Однако «Эффективные технологии телеприсутствия» (2017 г.) внедряется в реальность через телемедицину, поэтому можно признать успешность прогноза создателей дорожной карты. В 2019 году планируется проект «Университет в утробе» - ребенок получает знания и навыки в утробе. Естественно, что на следующий год планируется угроза «Не по-людски!» - сопротивление консервативно настроенных людей подобным экспериментам, находящихся по ту сторону добра и зла. И действительно, становится очевидным, что создатели карты, а это около 2000 человек из разных стран мира, не имеют никаких морально-нравственных ограничителей, но являются сторонниками гаджетизации и мечтают о личном бессмертии, в ролике «России 2045» эта идея везде проходит красной нитью. Ближе к концу когнитивная революция становится все интереснее: 2030 год «Intel inside» - био-и нанотехнологии превращают устройства в части тела. Надо думать, что чипизация мозга человека подразумевается как само собой разумеющееся. На этот же год приходится «Декларация о правах роботов», хотя уже в январе 2017 года комитет ЕС проголосовал (автор проекта депутат от Люксембурга Мади Дельво) утвердительно за проект закона о предоставлении роботам прав «электронной личности», приравняв их к «правам человека». В документе перечисляются права и обязанности, а также так называемый «выключатель» - дистанционное принудительное выключение робота. Для электронной личности разрабатываются базовые этические принципы, кроме того вводится понятие «корпоративной личности» (узаконивание нео-рабовладения) - таким образом, становится очевидно, что под «дивный новый мир» уже сейчас подводится законодательная база [3]. «Лес сознаний» (2035 г.) – появление полноценного коллективного разума. Резюмируя тренд «Когнитивная революция» можно констатировать, что начинается он не только нереалистично, но даже комично, но заканчивается в совершенно другом мире, пугающим и нечеловеческим.
  8. Борьба за таланты – если не рассматривать массив догадок авторов, типа «Игработа» (2017 г.), «Электронный тьютор» (2017 г.), «Образовательные адвокаты» (2017 г.), представляет интерес «Генетический паспорт ученика» (2020 г.) потому, что будет создаваться банк биометрических данных по закону, принятому Госдумой 20 декабря 2017 года. Хотя формально этот паспорт нужен для индивидуальных рекомендаций по стилю обучения и направлению в деятельности от генотипа учащегося. И в 2035 году ожидаются «Дети на заказ» - продажа элитных генных наборов, надо полагать, для сотворения ребенка искусственным образом. В докладе тренда сделан акцент на охоту бизнеса за одаренным обучающимся. Полагаем, что на победителей олимпиад и талантливых программистов действительно будет обращено внимание корпораций, но подавляющему большинству, особенно студентам гуманитарных специальностей, можно не беспокоиться в ожидании представителей крупного бизнеса, рынок труда уже давно переполнен. Еще представляет интерес для комментария понятие «Людеардер» (2028 г.) – первые состояния из людей, напоминает нео-рабство.
  9.  Рост лидерства Азии в образовании – закат Старого мира и расцвет Китая и Индии.
  10.  Эпоха глобальных игроков в образовании – образовательные войны между провайдерами приводят к теневому образованию, открытые курсы MOOC – Massive Open Online Courses, образование провайдеров – миллиардеров, школы 24/7 и, что самое интересное, отказ от системы рейтингов в виду их неадекватности (2022 год).
  11.  Рост значимости глобальных ценностей – мультикультурализм и толерантность; «Игры с вечными ценностями» (2016) - виртуальные онлайн игры, формирующие ценности личности – на наш взгляд такой подход даже неудобно комментировать, это тема отдельной статьи;     введение универсального идентификатор личности в Интернете e-ID (2018 г.) – может быть, это означает конец эпохи открытого интернета? Далее следуют «Конструктор ценностей» (2020 г.) – рациональное конструирование этик; и «Другой глобус» (2021 г.) – виртуальные экспериментальные государства. Кроме ИГИЛ (запрещенного в РФ) нам пока неизвестны примеры таких квази-государств, непонятно что означает «другой глобус»? Но так или иначе, очень показательно, чем заканчивается тренд по ценностям – в 2032 году «Поколение с неустойчивой системой ценностей» - поколение, выросшее в игровых средах, имеет искаженную или крайне неустойчивую систему ценностей. То есть,  с 2015 года детей начали обучать человечности и толерантности, потом играли в вечные ценности через компьютерные игры, чтобы к 2032 году создать поколение с неустойчивой системой ценностей. Хотя эта неустойчивость маркируется на дорожной карте как угроза, но создается ощущение, что авторы карты к этой цели и вели подрастающее поколение за поколением.
  12. Рост внимания к природе и бережному обхождению с ресурсами – здесь разработчики будущего оказались крайне непродуктивными, всего три пункта: «Массовый it-детокс» (2018) – появление  клиник и центров по лечении интернет-зависимости. Но тогда нужно ответить на один естественный вопрос – зачем эту зависимость лечить, если все развитие цивилизации по этой дорожной карте, будет целенаправленно детей в эту виртуальную реальность погружать? «Сотовый университет-франшиза» - но какое отношение данный пункт имеет к природе и экологии? «Ресурсопорождающий город» (2025) – в городе синтезируются все необходимые для жизни ресурсы (воздух, энергия и т.д.). Значит, в будущем могут быть проблемы с воздухом?
  13. Распространение системы ценностей сетевой культуры – возможно, имеется в виду, система социального рейтинга и контроля, получившая распространение в Китае; оптимизм в отношении криптовалют, к которым на самом деле многие относятся настороженно, как к псевдоденьгам; к 2031 году предсказание эпохи тотальной игры. Надо полагать, что данный тренд посвящен погружению населения в виртуальный мир – там везде игра и «как бы деньги», в целом реальная жизнь подменяется виртуальной. Некоторые  проекты тренда, типа Croud-школа (самоорганизующаяся школа – т.е. это школа где никто не за что не отвечает?), пенсионный фонд «Мой первый учитель» (кто-то добровольно будет платить учителям) явно нафантазированы.

Выводы: в то время, когда правящие элиты очарованы грядущим электронным «дивным новым миром», устремляясь в цифровые экономики, вводя криптовалюты, заигрываясь с глобалистами, в ненасытной погоне за прибылью, нужно учитывать те негативные последствия, которые ожидают цивилизацию в районе 2030 – 2035 года. Мы старательно и скрупулёзно, шаг за шагом, пункт за пунктом проанализировали все ведущие тренды дорожной карты «Образование 2035» и приходим к выводу, что конечной целью карты является построение нео-феодального общества, где люди отключены от системы жизнеобеспечения, имеют искаженную систему ценностей и находятся под контролем искусственного интеллекта в полной зависимости от правящих элит.

Хотя нельзя не отметить изобретательность авторов дорожной карты «Образование 2035», но некоторые пункты карты не прояснены, а некоторые вызывают некоторый скепсис. Явно не сбылись следующие прогнозы создателей дорожной карты: Croud-школа; пенсионный фонд «Мой первый учитель»; получение неустойки от провайдера образования; семантические переводчики (2018г. - нереально); «Всем в ухо!» (2017 г.); «интернет вещей» (2015 г.); «Вырасти в себе тамагочи»; «Университет в утробе»; «Игработа» (2017 г.); «Электронный тьютор» (2017 г.); «Игры с вечными ценностями» (2016); «Массовый it-детокс» (2018).

     Отметим особо, что данное направление развития не имеет под собой никакого теоретического обоснования, никаких научных разработок, кроме произведений писателей-футурологов и сценаристов Голливуда. Неужели новые технологии в купе погони за золотым тельцом заменили нам науку, понимание событий и ответственность перед будущими поколениями нашей великой страны – страны Пушкина и Чехова, Толстого и Достоевского, Ленина и Сталина? К последним можно по-разному относиться, но они все же написали много томов о том, кто мы, куда мы идем, зачем и почему, а то, что СССР был разрушен через 70 лет  – не их в том вина. Но является ли этот вектор развития общества в России единственным и неотвратимым, как нам внушают? Ведь у человека всегда должен быть выбор..

 

                                              Литература

  1. Raisa Naumenko Philosophy of Public Governance: Manpower Policy of Modern Ukraine in the Context of Globalization (ENG) / Raisa Naumenko //  Philosophy and Cosmology, Volume 20 The Academic Journal ISSN 2518-1866 (Online), ISSN 2307-3705 (Print).– Printed according to resolution of Scientific Board of International Society of Philosophy and Cosmology (Minutes of meeting  20 from January 1 2018).–  197 р.- P. 106-112.
  2. Научный журнал Naked Science [электронный ресурс]. URL:https://naked-science.ru/article/column/obshchestvo-50-kak-my-budem-zhit-v Дата доступа: 08.02.18.
  3. Никишин, А.С. Роботы вместо людей – новая цивилизация / А.С. Никишин// Колокол России, [электронный ресурс]. URL: http://kolokolrussia.ru/globalizaciya/robot-vmesto-ludey---novaya-civilizaciya Дата доступа: 08.02.18.
  4. Сигаев, С.Ю., Зимина М.М. Психология конфликта неолиберальных и традиционных ценностей в образовании современной России [Текст] // С.Ю. Сигаев, М.М. Зимина // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: материалы Шестой Международной научно-практической конференции. – М.: МВ-ПРЕСС, 2017. С. 200-203.
  5. Сигаев, С.Ю., Лоскутова, Е.О. Влияние глобализации и IT-технологий
     на развитие личности современного подростка [Текст] // С.Ю. Сигаев, Е.О. Лоскутова // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Часть 10. Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С.113-119.
  6. Что Збигнев Бжезинский говорил о России / Коммерсант.ру, [электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3310793 Дата доступа: 08.02.18.