Студентам

Тренинг стрессоустойчивости

on 01 Июнь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Сигаев С.Ю., Хренова Е.И.

МЕТОДИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация - рассмотрена специфика происхождения стрессов в современных условиях в учебной деятельности учащихся средних образовательных учреждений. Предложена программа тренинга стрессоустойчивости для подростков «Стрессу – нет!» на основе концепции вакцинации от стресса Дона Мейхенбаума.

Ключевые слова стресс, эустресс, дистресс, агрессия, прививка против стресса, тренинг совладания со стрессом.

В наше время уровень стресса безусловно возрос, несмотря на обширную изученность данного вопроса, возникает все больше факторов для развития стресса, а также большая затрудненность в распознавании и сопротивление данному состоянию.  Такими стрессорами являются усложнение школьной программы, развитие технической сферы, спады в экономике, ухудшение экологии и нестабильная рабочая сфера и другое. В связи с этим сложно объективно контролировать влияние стресса на жизнь человека.

Разбирая данную проблему необходимо учитывать обширность определений, даваемых термину «стресс», что влечет за собой неопределенность изучения этого состояния. Впервые термин стресс использовал Уолтор Кеннон в своих трудах, в 1929 году он опубликовал работу «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости» (Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage), термин стресс У. Кеннон использовал для обозначения нервного напряжения, описывая его как универсальную реакцию «бороться или бежать» [5]. Основной вклад в исследование стресса внес Ганз Селье в 1946 году он начал использовать термин «стресс» для определения общего адаптационного напряжения, будучи биологом он рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование, утверждая, что существует типовая реакция на различные виды стрессов, которые он назвал общим адаптационным синдромом [6].

Во многих литературных трудах говорится о том, что стресс является неотъемлемой частью жизни человека, одной из причин развития не только личности, но и социума в целом. В рамках теории Г. Селье к стрессу относит реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [6]. Изначально стресс рассматривался с точки зрения физиологии и изучения велись преимущественно физиологами и медиками, впоследствии большее внимание стали уделять сложноорганизованной психической деятельности человека.

Российский психофизиолог Ю. И. Александров писал, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [1].

     Исходя из вышесказанного необходимо для дальнейшей работы определить особенности «психологического» стресса. Организм постоянно подвергается разнообразным стрессорам, который могут носить различный характер, в связи с этим принято дифференцировать стресс, для изучения в различных научных дисциплинах:

1. физический характер (физические перегрузки организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды, сильное охлаждение или перегрев тела, потеря крови и различные травмы – все что приводит к нарушению гомеостаза организма) – биологический стресс

2. лишения необходимых потребностей, (голод, жажда, сон, тепло и т.д.) – биологический стресс

3. воздействия могут быть направлены на психику (утеря близких, родственников и друзей, присутствие при акте насилия и т.д.) - психологический стресс

4. вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды

5. воздействие большого количество информации, влияние техники (компьютер, телефоны, телевизоры) - информационный стресс [3]

        К особенностям психологического стресса можно отнести:
1. биологический и эмоциональный стресс присущий не только человеку, но и животному, психический – только человеку (так как человек имеет ВНД и становясь личностью обретает сознание);
2. эмоциональный стресс выражается эмоциональными реакциями, биологический – механическими реакциями физиологии, так как психологический преобладает когнитивными составляющими (анализ ситуации оценка имеющихся ресурсов);
3. отсутствует реальное наличие угрозы здоровью и жизни человека;
4. психологический стресс носит «вторичные» эмоциональные переживания в сочетании с когнитивными компонентами (тревога, депрессия, беспокойство, зависть, отсутствие контроля, раздражительность);
5. отсутствие временных границ (прошлое, далекое будущее, неопределенное будущее);
6. значительное влияние личностных качеств [7].

    В состояние стресса независимо от вида и стрессора индивид проходит через три «классические стадии» - тревоги, адаптации и истощения.

   Стадия тревоги – в течение 6–48 часов наблюдается повышение активности желез внутренней секреции, выработка гормонов, быстрое уменьшение вилочковой железы, селезенки, печени, лимфатических желез, меняется состав крови (исчезают эозинофилы), в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта появляются язвы [8]. Мобилизуются все ресурсы в организме. Признаками данной стадии являются: повышенное артериальное давление, ускоренное дыхание, напряжение мышц, учащенное сердце биение, напряжение мышц, выброс адреналина в кровь. Можно утверждать, что состояние тревоги является исходным пунктом к состоянию стресса.

   Во второй стадии –  адаптации (резистентности) – организм начинает вырабатывать другие гормоны, глюкокортикоидные, чья физиологическая роль заключена как раз в антистрессовом и противошоковом действии. Повышается уровень глюкозы, необходимой сердечной мышце и мозгу, прекращается секреция из гипоталамуса соматотропного и гонадотропного гормонов, и значительно увеличиваются надпочечники. В зависимости от силы воздействия на этой стадии либо происходит увеличение сопротивляемости организма и восстановление исходного состояния, либо организм теряет сопротивляемость, что приводит к третьей стадии.

    Стадии истощения - наступает, когда индивид уже не в состоянии сопротивляться стрессу, все физиологические и психические ресурсы исчерпаны. Селье рассматривал стресс как генерализованное неспецифическое усилие организма приспособиться к новым условиям.

    Состояния стресса можно классифицировать как: глубокое, отрицательное, эмоциональное, продолжительное, неосознаваемое состояние; состояние характеризующие аффективно – волевую сферу психической деятельности человека, состояние грусти.

     Гендиректор учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов Владимир Богдашин заявляет: «Мы провели собственный независимый анализ, текущий ситуации, опираясь на имеющиеся исследования и статистику». По словам эксперта, в настоящее время 78% россиян живут в состояние стресса. Эксперт также привел данные о жителях других стран. Он проинформировал, что на ежедневные стрессы жалуются 51% немцев, 39% американцев, 38% британцев, канадцев и французов, 23% итальянцев [9].

    Стресс приник во все сферы жизни человека, работа, семья, учеба все больше становятся в тягость. Хотелось бы сказать об одной из самых незащищенных от состояния стресса социальных групп – школьники. За последние десятилетие школьная программа все больше усложнялась (менее 3-ех раз), увеличивается и уровень получаемых знаний, количество экзаменов, часов, проведенных в стенах школы, без сомнения все это сказывается на психологическом состояние детей, на способности к сопротивлению внешним факторам. Повышен уровень тревожности школьников, что свидетельствует о значительном риске наступления состояния стресса. Проведенное исследование среди учащихся в школе подтверждает незначительную сопротивляемость детей к стрессу. В исследование участвовало 68 человек, учащиеся 7-го класса, в этом классе можно говорить об относительно качественных результатах: дети не переходят в новое звено школьного социума, не сдают в этом году Единые экзамены, адаптировались к школе. Для тестирования была выбрана методика «ТиД», вопросы в тесте просты для уровня детей в 7 классе, но несмотря на улучшенную программу образования, при проведении диагностики был выявлен низкий уровень понимания вопросов, что может свидетельствовать о низком уровне развития школьников. Результаты были такие: из всей группы 64% учеников (43 человека) находится в состояние тревоги, 5% (4 человека) учеников находится в состоянии стресса, и только 30 % (20 человек) учеников находились в хорошем психическом состоянии.

      Что же в XXI веке приводит к стрессу даже детей?  Как уже было сказано на детей безусловно оказывает влияние усложнение школьной программы, все больше времени дети проводят в стенах школы, а, следовательно, меньше времени уходит на отдых, досуг, прогулки и т.д. Изменение программ так же влияет и на преподавателей, но ведь состояние, настроение учителя во многом определяет межличностные отношения ученик-учитель, учитель-класс. Уровень подготовленности преподавателей со стороны коммуникаций, регулирования конфликтов, порядка и правил взаимоотношений в образовательной среде значительно снизился. Хотелось бы упомянуть и возросший уровень агрессии и конфликтов среди самих учащихся, это так же сказывается на состояние детей: различный социальный статус, успеваемость, полнота семей, различия в одежде и технической оснащенности. В Перми 15 января 2018 года в школе произошла трагедия с участием учеников той же школы «По версии следствия, 15 января, учащийся 10 класса Мотовилихинского района Перми и его знакомый, бывший ученик этого же учебного заведения, пришли в школу, вооружившись ножами. Войдя в класс, где занимались четвероклассники, нападавшие умышленно нанесли девяти ученикам и учительнице множественные ножевые ранения, а затем пытались убить и друг друга», — об этом в среду, 17 января, «Ленте.ру» рассказала официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Светлана Петренко. Безусловно нельзя утверждать, что на детей имеет влияние только школьная среда, формирование устойчивой личности во многом зависит от семьи. Дети начинают копировать поведение своих родителей уже в раннем детстве в главенствующим виде деятельности в этом возрасте – игре. Микроклимат семьи играет важную роль в формировании поведения, ценностей, установок, формировании характера, а также взаимоотношения в социуме. Иногда стрессов в семье ребенок получает в большем объеме чем в других социальных институтах: отсутствие равноправия по отношению к детям, разводы, вредные привычки родителей (пример: алкоголизм, насилие), отсутствие внимания, повышенные требования, малый доход семьи, потеря родителей (один из самых сильнейших стрессоров для детей, который накладывается на всю дальнейшую жизнь ребенка: гибель одного (обоих) родителей, отказ от ребенка, лишение прав и т.д.). Не будем забывать и о возросшей технологической сфере, увеличение информационного потока. Дети все больше зависят от гаджетов, что безусловно влияет на здоровье как психологическое, так и физиологической. Ухудшается зрение, внимание, память, за долгое время препровождения за компьютером ухудшается осанка, и так далее. Освоение технологий в некоторых семьях уже с раннего детства, является нормой: просмотры телевизоров, различные игры на телефонах, игры в компьютерах и ноутбуках. Отсутствует общение между собой вне социальных сетей.

      Как же бороться с влияние стрессоров, регулировать здоровье психики? Нужно сказать о том, что существует огромное количество способов разряжения, т.к. борьбы со стрессом: так называемы традиционные, и неадекватные. К традиционным рекомендациям можно отнести такие как: ванна эфирных масел, смена обстановки (например, выехать на природу, на дачу, речку и т.д.), попить витамины (при стрессе ресурсы организма истощаются, следовательно, запас витаминов, поступающих с едой может быть в нехватке), переключение вниманияна что-нибудь приятное, физическая активность– классический действенный способ борьбы со стрессом. Разрядка в физической активности связана с напряжением сил организма и вырабатоткой адреналина, которому нужен выход. Дыхательная гимнастика также является эффективной, особенно связанная с приятной визуализацией, т.к. снимается напряжение, успокаивает сердцебиение и нормализует артериальное давление. Множество методик со специалистами:

1. Метод "прививки против стресса" разработанный канадским психологом Доном Мейхенбаумом на основе когнитивной модели стресса в 1975 – 1985 годах прошлого века. Методика разработана для клиентов, страдающих от постоянных страхов, приступов ярости или страдающих от хронических болей, но в последнее время все чаще используется в профилактических целях. Суть метода состоит в формировании адаптивных когнитивных механизмов переработки стресса и обучении многочисленным способам овладения стрессом. Тренинг проводится в несколько этапов при активном участии клиента:

  1. Выявление - именно клиент определяет существенные для него стрессоры и методом самонаблюдения выявляет свои ожидания и планы в связи с этими стрессорами.
  2. Вмешательство - клиента учат здоровым и эффективным методам предотвращения стресса. При этом последовательно тренируют (внешнее, моторное и когнитивное) поведение - на этапе подготовки к стрессу, в момент переживания и овладения стрессом, и также после стрессового события - в порядке оценки и рефлексии.
  3. Вакцинация - состоит в том, что клиент должен научиться применять эффективные техники овладения стрессом в повседневной жизни. Иными словами, он должен на реальных ситуациях "протестировать" новые приемы и убедиться в их применимости. Этот этап тоже требует участия терапевта - но лишь в плане контроля и возможной незначительной коррекции.

Тренинг применения техник овладения стрессом обеспечивает предотвращение возможных рецидивов.

2. На основе концепции вакцинации стресса Дона Мейхенбаума в данном исследовании была разработана методика тренинга стрессоустойчивости «Стрессу – нет!» для подростков в средних общеобразовательных учреждениях.

Задачи тренинга:

 - актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;

- выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;  

- познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;  

- обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.

В тренинге для стрессоустойчивости для подростков  «Стрессу – нет!» применяются следующие методы психолого-педагогической коррекции и активного социально-психологического обучения: - работа с групповой динамикой, ролевые и разогревающие игры, работа с кейсами, работа с видео (видеообсуждение), самоанализ, рефлексия,  творческая визуализация, поощряется активное выражение эмоций и основной упор делается на создание доброжелательной атмосферы для занятий в группе. Каждый участник определяет свой набор стрессогенных факторов и учится управлять собой в стрессовых ситуациях. Методики психологической диагностики позволяют определить личный психотип участника группы, использовать эффективно его сильные стороны и компенсировать слабые, способствующие развитию дистресса.

       Как уже было упомянуто помимо традиционных методов борьбы со стрессом существуют неадекватные способы к таким относятся такие виды борьбы со стрессом: как алкоголизм, переедание, повышенные употребление табачных изделий, пониженная активность и злоупотребление телевидения. К сожалению эти виды борьбы в последствии преобразовываются в привычки – зловредные привычки, сильно вредящие здоровью организма. Причем выявлена закономерность образования парных привычек, т.е. злокачественное употребление алкоголя за частую одновременно приводит и к повышенному употреблению табака. А объедание приводит к пассивному образу жизни.

     Разработанная антистрессовая программа для подростков «Стрессу – нет!» показала свою эффективность согласно выбранным критериям. Участники занятий оценивали свой опыт работы как весьма положительный и ценный для них. Разработчики программы видят дальнейшее развитие тренинга в пропаганде здорового образа жизни, который также является важным фактором усиления стрессоустойчивости подростка в современном среднем образовательном учреждении.

 

Литература

  1. Александров Ю.И. Психофизиология. – СПб.: Питер, 2013. -  496 с.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
  3.  Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2013.  – 215 с.
  4. Карташова К.С. Основы патопсихологии. Учебно-методическое пособие. - Красноярск, 2012.
  5. Мандель Б.Р. Психология стресса. – М., 2014.
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 2015 г. – 104 -109 С.
  7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. -  СПб.: Питер, 2006. – 262 с.
  8. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие. -  М.: 2002. -  277 с.
  9. Газета ру [электронный ресурс] // Исследование стресса //
    URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2015/10/01/n_7656515.shtml. Дата доступа: 22.03.18.