Студентам

Личность учителя

on 01 Июнь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

УДК  378

 

Сигаев Сергей Юрьевич

канд.пед.наук, доцент МГУТУ им.К.Г. Разумовского

Москва, РФ

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Симонова Дарья Александровна

студентка 4 курса МГУТУ им.К.Г. Разумовского,

Москва, РФ

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

 

Аннотация. В статье рассматривается определение учитель; освещаются профессионально значимые качества личности учителя, анализируются данные качества в условии современности. Сравниваются данные исследований профессионально-значимых качеств личности Л.М. Митиной с собственным исследованием. Авторы приходят к выводам о профессии учителя, как о призвании, важности влияния педагога на воспитание морально-нравственных качеств личности учащегося.

Ключевые слова. Учитель, личность учащегося, качества личности учителя, анализ профессионально значимых качеств личности, образовательная реформа.

Abstract. The article deals with the definition of teacher; highlights professionally significant qualities of the personality of the teacher, analyzed the data quality in the condition of modernity. Compares the data of the research of professionally significant qualities of the personality of L. M. Mitina with their own research. The authors come to conclusions about the teaching profession, as vocation, the importance of the influence of the teacher on the education of moral qualities of the individual student.

Key words. The teacher, the learner, the quality of individual teachers, analysis of professionally significant qualities of personality, educational reform.

    С каждым годом общество меняется и вместе с ним меняется и всё вокруг. Отношения к людям, к жизни, да и в общем к миру. Списки востребованных профессий каждый год тоже меняются. Но хочется верить, что профессия учитель не исчезнет из этого списка. В современной реформе в образовании России свойственна тенденция выноса личности учителя за скобки как воспитательного процесса, так и процесса оценки учебы учащихся. Есть основания полагать, что ЕГЭ и развитие дистанционных технологий на фоне общей коммерциализации образования, подменой права на образование понятием «образовательных услуг» снижает роль учителя, снимает сакральность школы, которая вместо миссии светоча знаний превращается в образовательный бизнес.

    Целью нашего исследования явилось рассмотрение профессии именно учитель, так как этот человек должен найти в каждом своём ученике интерес к чему-то конкретному, развить этот интерес и передать своих учеников преподавателю для дальнейшего совершенствования [6].

   Обозначив цель, можно приступить к анализу литературы. Для начала считаем необходимым рассмотреть понятия «личность» и «учитель». В различной литературе существуют различные подходы к пониманию данных терминов. Например, личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность [1]. Учитель —общественная профессия, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения учащихся для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи [9,3]. При сложении этих понятий должно получиться одно большое определение.  «Учитель - это не профессия. Учитель – это нечто несоизмеримо большее, это состояние души. Любой профессии можно научиться, но научиться быть учителем невозможно. Учитель – это призвание. Призванье к тому, чтобы передать другому всё, что имеешь и умеешь. Учитель - это маяк ведущий, это путь к Дальним Мирам, это лампада во тьме, Учитель - это прежде всего тот, через кого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Школьные уроки когда-нибудь заканчиваются, а уроки жизни – никогда!» [2].

   Анализируя литературу нами было найдено множество классификаций по профессионально-значимым качествам личности учителя, но хотелось бы остановится на более подробном исследовании Л.М. Митиной, в котором она выделила более 50 личностных свойств учителя (как профессионально - значимых качеств, так и собственно личностных характеристик) [4,5]. Вот несколько таких качеств: доброта, любовь к детям, общительность, справедливость, дисциплинированность и т.д. Данный Л.М. Митиной перечень качеств учителя натолкнул на мысль провести небольшое исследование. Исследование состоит из трех блоков. 1 блок- это опрос студентов, о том, какие на их взгляд качества личности характерны именно для учителя.  2 блок- анализ результатов опроса. 3 блок- сравнение с исследованием Л.М. Митиной о профессионально значимых качествах личности с результатами опроса.

1 блок.  В опросе учувствовали 15 студентов, которые учились в разных школах и в разных городах.

В условии было сказано: «Какие на Ваш взгляд качества личности характерны именно для учителя. Отметьте те, которые являются ПРАВДИВЫМИ для учителей СОВРЕМЕННОСТИ. (основываясь на вашем личном опыте). Отметьте несколько вариантов.»  В перечне указано 56 качеств личности, как положительных, так и отрицательных. Вот несколько из них: дисциплинированный, заботливый, образованный, толерантный, хмурый, неадекватный, злопамятный и т.д.

2 блок.  Анализ результатов значительно обрадовал, несмотря на то, что постоянно происходят реформы в образовании, под которые сложно подстраиваться и плыть по течению, отчего и престиж профессии падает, так как дети и родители считают, что это учитель всё изменяет в образовании [8]. А настоящий учитель должен просто принять новую реформу и адаптировать её для дальнейшего успешного обучения, что и показал результат опроса. Потому что для настоящего учителя его профессия-это не работа, а сама жизнь.  Наибольший процент принадлежит таким качествам, как: образованный, коллективный, доброжелательный, дисциплинированный, адекватный, активный, наблюдательный, тактичный.

3 блок. Сравнивая результатов опроса с исследованием Л.М. Митиной, можно с уверенностью сказать, что в школах работают настоящие профессионалы своего дела, которые хороши не только в образовательной стезе, но и в человеческом отношении с учениками, что и показал опрос.

Таким образом, хотелось бы обратить внимание на цель нашего исследования [7], которое доказало, что центром понимания и отношения к профессии сейчас и в будущем непреложными являются следующие аксиомы: «Учитель - это не профессия. Учитель – это нечто несоизмеримо большее, это состояние души. Любой профессии можно научиться, но научиться быть учителем невозможно. Учитель – это призвание. Призвание к тому, чтобы передать другому всё, что имеешь и умеешь. Учитель - это маяк ведущий, это путь к Дальним Мирам, это лампада во тьме, Учитель - это прежде всего тот, через кого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Школьные уроки, когда-нибудь заканчиваются, а уроки жизни – никогда!» [2].

Список использованной литературы

  1. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. И общ. ред. В.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009. -811с.
  2. Гасанова П.М. Роль учителя в современном обществе. – М., 2015г.
  3. Кукарина Г.А. Сценарий урока по учебной дисциплине. Введение в специальность. – М., 2012.
  4. М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. Возрастная и Педагогическая психология. – М., 2003.
  5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.
  6. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.

 

Источники сети интернет

 7.Газета аргументы и факты. Статья: «Профессия недели: учитель. 10 фактов»/ [электронный ресурс]  / URL:

http://www.aif.ru/dontknows/about/professiya_nedeli_uchitel_10_faktov / Дата обращения 10.12.2016.

       8. Профессия учитель статья / [электронный ресурс] //
URL:http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-uchitel // Дата обращения 10.12.2016.

     9.Википедия. «Учитель» / [электронный ресурс] /URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C / Дата обращения 10.12.2016.

 

ТИПОВЫЕ ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Сигаев С.Ю., Симонова Д.А. Профессионально значимые качества личности учителя в условиях современных образовательных инноваций [Текст] / С.Ю.Сигаев, Д.А. Симонова // Актуальные проблемы третьего тысячелетия: сборник статей международной научно–практической конференции (Москва, 29.01.2016 г.). – Москва: ЕФИР, 2016. – С. 133-139.