Студентам

Русская мечта

on 11 Сентябрь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев, С.Ю.
Доцент кафедры
«Педагогика и психология профессионального образования»
ИСГТ ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского
 (Первый казачий университет)

Ключевые слова: русская мечта, национальная идея, социальная справедливость, Православие, русский язык, русская культура, глобализация, либерализм.

Аннотация: в работе анализируется различные факторы национальной идеи России и других государств. Проводится исторический обзор русской национальной идеи и возможность ее обновления в условиях ближайшего будущего.

Русская мечта как фактор национальной идеи

В нынешнее время, когда идея глобализации начинает трещать по швам, все явственней и отчетливей в нашей стране, в Соединенных Штатах, Европе и других странах, обозначается стремление к национальному суверенитету, а наиважнейшим фактором оного является национальная идея, которая, в свою очередь, составляет сущность идеологии государства и народной мечты. Но что же такое национальная идея, какая она у других стран, какая народная мечта есть у других народов и стран? Возможно, найдя ответы на данные вопросы позволят нам приблизиться к ответу на аналогичный вопрос в России? Национальная идея определяется как систематизированное обобщение национального самосознания, определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов. Национальная идея призвана дать ответы на вопросы о том, какова сущность данного народа, кто он, откуда и куда идет, т.е. определяет историческую миссию его существование, его высшие смыслы. Высшие смыслы зачастую имеют и религиозный аспект, способствуют объединению народа, направляют его усилия на выполнение своего предназначения. Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) писал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». А известный писатель Александр Исаевич Солженицын полагал, что национальная идея «никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно», она должна созреть в коллективной народной душе. Таким образом, обобщив мнения различных философов, можно обозначить такие факторы национальной идеи как: историческая миссия, религиозные смыслы, мечта, идеология, крупные военные победы. Говоря об идеологии, отметим, что она должна быть привлекательна «на экспорт», желание присоединиться к России, приносить нам новых союзников, не отметая старых. Она должна достойно конкурировать с другими идеями-идеологиями, которые есть суть мировых цивилизационных проектов.

Либералы – сторонники англосаксонского проекта глобализации, предложили миру идею общества потребления на базе информационных технологий, стиранием границ национальных государств, с единой религией, концепцией мультикультурализма, всеобщей унификации, толерантности, пропагандой ЛГБТ-культуры. По прогнозам аналитиков [3] население развитых стран в ближайшие 10-15 лет структурируется следующим образом: из правящих элит стран – лидеров информационных технологий, выделится крайне незначительная часть, не более 0,3-0,5% населения, так называемых holders (холдеров, англ. «держатели»). Холдеры будут править в этом «новом дивном прекрасном мире», а обслуживать их и инфраструктуру будут staff (англ. «сотрудники»)– персонал, их будет порядка 5-10%. 90-95% населения суждено будет занять позицию lamers (ламеров) – по сути, ненужных людей, проживающих на базовый основной доход. Необходимо отметить, что те же либералы негативно отзываются как и о возвращении Крыма, так и об общественной акции на день Победы «Бессмертный полк». В рамках либерального проекта предполагается участь России как бензоколонки Запада, с последующим расчленением и сокращением населения до 20 млн.чел.

Для сравнения рассмотрим национальную идею Китая и китайскую мечту. В действующей китайской Конституции 1982 года записано: «Китай последовательно проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества». В Конституции Российской Федерации 1993 года о предназначении нашей державы сказано короткое: «Сознавая себя частью мирового сообщества». Очевидны и беднота смыслов, и полное отсутствие осознания предназначения  такой великой страны как Россия, хочется надеяться, что высшие смыслы у нашей страны есть, но они до поры скрыты в тени либо не осознаются большинством населения. Сирийская арабская республика – весьма небольшая страна, но ставшая на данный момент центром противостояния великих держав, но даже она определяет свое место следующим образом: «…воплощает принадлежность к национальному и проарабскому проекту для поддержки арабского сотрудничества ради укрепления интеграции и достижения единства арабской нации. Сирия заняла важную политическую позицию, так как она является бьющимся сердцем арабизма, передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире, а также его способностей и благосостояния» (Конституция Сирии, 2012). Отечественная Конституция по своей исторической миссии смотрится на подобие колониальной, с помощью выхолощенным смыслом. В китайской национальной идее Китай позиционируется как мировая сверхдержава, все китайские общины в мире, острова Тайвань и Гонконг – это все единый Китай («нет двух Китаев». Китайцам  удалось за двадцатое столетие добиться этнического сплочения, тогда как в то же самое время русский этнос оказался окончательно расколот на великороссов, белорусов и украинцев. Компартия Китая проводит последовательную политику на поддержку единого языка путунхуа, титульная государствообразующая нация чжунхуа миньцзу. Национальный лидер Китая Сунь Ятсен определял национальную идею КНР как национализм, народовластие и народное благосостояние. Китайцы свою страну считают Поднебесной или Срединной империей, мечтаю о «великом возрождении нации Китая» и, похоже, что их мечты осуществляются. Китай мыслит себя уже и как космическая держава – к 2020 году планируется собственная орбитальная станция, а к 2050 году – база на Луне. Китаю удалось сохранить идеалы социализма со своей спецификой, удалось преодолеть соблазны западного общества потребления и вместе с тем, освоить новые цифровые технологии и возглавить мировой технологический прогресс. Американская мечта по сравнению с китайской хоть и оформлена в идею своей исключительности, в чем напоминает идею избранности арийской расы в гитлеровской Германии, но на самом деле больше сводится к идее личного обогащения по типу – приехать в Нью-Йорк с одним долларом в кармане и стать миллионером, сколотить состояние.

Теперь рассмотрим эволюцию национальной идеи России, проследим трансформацию русской мечты во времени прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего.

  1. Москва – Третий Рим. Старец монах Филофей (1465-1542) из псковского Спасо-Елеазарова монастыря в своих посланиях к великому царю Ивану Грозному: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Данная концепция подразумевает Московскую Русь как единственную истинную хранительницу всемирного христианства после падения Константинополя, который был вторым Римом, идея спасения души, противостояние силам зла, помазанник же Божий – единственный кто удерживает приход антихриста – все эти положения заложили основу великой православной империи, расположившейся от берегов Балтики до Тихого океана. Миссия России в этой идее заключалась в том, чтобы нести свет Православия всем народам, быть оплотом Православия для всего человечества.
  2. Идея Русского мiра – культурно-историческая идея международного межгосударственного сообщества, берущей свое начало в древней Руси; составными частями идеи Русского мiра являются: Православие, русский язык и культура, общая историческая память и взгляды на общественное развитие. К сожалению, мы должны констатировать кризис данной идеи, потому что правящие элиты Украины и Белоруссии не разделяют ее. Президент Лукашенко заявлял: «Есть умники, которые заявляют, что Беларусь это часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство… Мы заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что не было, мол, такой страны. Не было, а сейчас есть, и с этим надо считаться»[4]. Отдельные факты о поведении правящих элит Белоруссии также заставляют задуматься: например, в Минске отказано в строительстве памятника Екатерине Второй, а в школьных учебниках указано, что Белоруссия ведет начало не от единой Руси, а от Полоцкого княжества; руководство выбрало путь дерусификации, непризнания Крыма, независимости Абхазии и Южной Осетии, а бойцам нацистского диверсионного батальона «Дальвитц» в столице открыт памятный знак. Возвращение в Россию после монгольского ига трактуется в школьных учебниках как «тюрьма народов», а эпоха пребывания в Великом княжестве Литовском преподносится как европейское братство. Война с Наполеоном описывается как навязанная белорусскому народу, который пал жертвой имперских амбиций Москвы. Об отношении к русскому языку на Украине можно и не упоминать, агрессивная дерусификация, автокефалия украинской православной церкви и  создание образа врага из России стали притчей во языцех. Отказались от кириллицы и перешли на латиницу такие страны бывшего СССР как Казахстан, Молдова, Узбекистан, Азербаджан, Туркмения; Латвия приняла закон о постепенном переводе всех школ на латышский. Из ближайших союзников кириллицу сохранили Киргизия, Таджикистан и Монголия.

Есть много причин падения геополитического влияния России и, как следствие, уменьшение интереса к русскому языку и культуре, но в данной работе особо подчеркивается идейный вакуум, утрата ведущих смыслов российского государства со времени крушения СССР прошло целых 27 лет и положение весьма критическое, если учесть перспективу вступления Украины и Грузии в НАТО со всеми вытекающими последствиями. Тема идеи Русского мiра была бы неполной без упоминания о феномене «Русской весны», как защитной реакции русского народа против победы евромайдана в Киеве в 2014 году. Как известно, последствием Русской весны стало присоединение Крыма, образование Новороссии в виде непризнанных Россией республик ДНР и ЛНР, убиение русских людей в доме Профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 г. Завершающим аккордом этого феномена стало открытие Крымского моста 16 мая 2018 г. Несмотря на воодушевление и дуновение патриотического подъема, время надежд на изменения к лучшему, на интеграцию  Новороссии с Россией, по нашим данным, у жителей ЛНР и ДНР нарастает разочарование «Русской весной», усиливается чувство неопределенности статуса непризнанных республик и их жителей. Украинские спецслужбы тем временем методично убивают лидеров русского движения по одному - так убиты легендарные командиры батальонов Мозговой, Гиви, Моторолла, глава ДНР Александр Захарченко. Поражает сдержанная реакция нашего МИДа, когда на сожжение русских людей в Одессе, подлое убийство главы ДНР, пленение российского рыболовецкого судна «Норд» комментируется в одном абзаце текста без каких-либо действий по защите соотечественников или каких-либо последствий по отношению к агрессорам. Коллективный Запад не может «простить» России «дело Скрипалей» и вводит все новые и более жесткие финансово-экономические санкции на фоне информационной войны. Тем не менее армия РФ достойно выполняет свою миссию в Сирии по борьбе с международным терроризмом, защищая режим президента Башира Асада, который к Русскому миру не имеет никакого отношения. Таким образом, можно констатировать, что идея Русского мира имеет место быть, но не была актуализирована и утверждена правящими элитами России в полной мере.

  1. Национальная идея Российской империи – выражалась триединством «Православие. Самодержавие. Народность (соборность)». Безусловно, данная идея полностью соответствовала великой православной империи – наследницы Византии, Третьего Рима, Русского мiра! Однако, какова ее актуальность в настоящий момент сегодняшней капиталистической России? Поколения атеистического воспитания не могли не сказаться на сознании российского народа, относительно помазанника Божьего, последнего императора Николая Второго не утихают жаркие споры – каким он был правителем, полководцем. Напрашиваются параллели - подобно тому, как еврейский народ отказался от Христа, так и русский народ предал своего Царя! Народность-собороность в настоящее время упразднена, теперь каждый сам за себя, пытается выжить и достичь успеха, быть конкурентноспособным. Девиз нынешней эпохи, эпохи социального дарвинизма можно выразить лозунгом: «Умри ты сегодня, а я - завтра». Смысл которого в том, что в сейчас каждый сам за себя, каждый сам по себе, народ стал атомизированной массой и стал терять свою национальную идентичность. Среди молодежи весьма распространена идея самореализации на Западе, это считается гарантом жизненного успеха, благо, что вступление России в Болонский процесс значительно облегчает «отток мозгов» за границу. Итак, мы приходим к выводу, что и эта система смыслов не способна реализоваться в национальной идее, так как Россия – многоконфессиональная страна, понятие титульной нации отсутствует; отсутствуют даже предпосылки к самодержавию и соборности.
  2. Идея социальной справедливости – обновленного социализма, СССР 2.0. Несмотря на измену делу социализма в нашей стране и Восточной Европе, социалистические государства в Азии бурно развиваются и переживают подъем: Китай, Северная Корея, Лаос и Вьетнам. Известный отечественный историк и политолог Николай Стариков предложил идею гармонии трех союзов [2], суть которого – Русский проект в новом оформлении: - Социальный союз (принцип социальной справедливости), Союз национальностей (союз народов Евразии, объединившихся вокруг государствообразующего русского народа), Союз цивилизаций (защита национальной самобытности народов). Во времена СССР на XXII съезде КПСС в 1961 г. был принят «Моральный кодекс строителя коммунизма» из 12 пунктов, в основе которого негласно, но находились 10 библейских заповедей. Сейчас можно было бы признать, что идея коммунизма, какой ее понимали большевики, себя не оправдала. Концептуально построить царство Божие на Земле без Бога невозможно, но так или иначе, идея социализма себя оправдала – даже некоторые процветающие страны называют почти  социалистическими (Швеция, Дания, Норвегия и др.) с точки зрения государственного управления обществом. По Конституции Россия является социальным государством, но с другой стороны, по данным  доклада Global Wealth Report [5] за 2015 г., на долю 1% россиян приходится 71% всех активов физических лиц в России. В мире в целом этот показатель равен 46%, в Африке — 44%, в США — 37%, в Китае и Европе — 32%, в Японии — 17%. По данным консалтинговой компании Knight Frank, число мультимиллионеров, имеющих активы в сумме от 30 млн долларов, centa-миллионеров (от 100 млн долл) и миллиардеров в России в каждой категории выросло с 2004 по 2014 гг. в 3,5 раза, а по прогнозу до 2024 года их число увеличится еще в полтора раза. Даже в кризисном 2014 году в России наблюдался рост продаж предметов роскоши и машин премиум-класса. Именно россияне наряду с саудовскими аристократами являются владельцами самых больших и дорогих в мире яхт, российские топ-менеджеры – одни их главных потребителей в сегменте частных самолетов.
              Надо заметить, что идея СССР 2.0 находит бурную поддержку в интернете, а ностальгия по ушедшему СССР не сходит с голубых экранов в виде различных фильмов и сериалов. Блогеры-политологи анализируют условия воссоздания обновленного Союза, его новые контуры, а концепция неолиберализма уже давно приобрела ругательный оттенок. Общественность раздражают причуды олигархов и их взрослых детей, которые мчатся по улицам Москвы на дорогих авто, уверенные, что все могут купить, нарушают все мыслимые правила поведения. Кроме того, в политической жизни планеты не угасают очаги военных конфликтов, происходит постоянная битва за ресурсы и сферы влияния, англосаксы пытаются диктовать свои правила игры всему миру, весь мир – это сфера их интересов, но особенно они выделяют Евразию, т.к. кто владеет ей, владеет всем миром (Хэлфорд Маккиндер).

Таким образом, в завершении данной работы мы приходим к выводу, что идея возрожденного и обновленного СССР 2.0 обладает интегрирующим потенциалом и будет содействовать возрождению не только российского народа, но будет привлекательна и на экспорт. С момента крушения СССР прошло почти 30 лет, долгие десятилетия Россия пыталась стать полноправной участницей глобального мира, но ей было уготована только участь бензоколонки коллективного Запада под окормлением «пятой колонны»-либералов [1]. Не настала пора вспомнить, что Россия – великая держава и предложить миру новый Русский проект, в котором учитываются как и ошибки, так и достижения нашего народа, его исторический опыт и духовный путь – именно в этом будет реализация русской мечты и национальная идея!

 

Список литературы

  1. Делягин М. «Молись и кайся»: как порочат Советский Союз ради уничтожения России // [Электронный ресурс] // URL: https://delyagin.ru/articles/191-materialy-mgd/61268-molis-i-kaysja-kak-porochat-sovetskiy-sojuz-radi-unichtozhenija-rossii // Дата обращения 4.09.2018.
  2. Изборский клуб // Николай Стариков// Какая идеология нужна России// [Электронный ресурс] // URL:   https://izborsk-club.ru/14073 // Дата обращения 8.09.2018.
  3. Ларина Е., Овчинский В. Парадокс Ферми и угрозы будущего // [Электронный ресурс] //  URL: http://zavtra.ru/blogs/paradoks_fermi_i_ugrozi_budushego // Дата обращения 4.09.2018.
  4. Царь-град // Топоров А. Лукашенко хочет русских денег, но не хочет Русского мира //[Электронный ресурс] //  URL: https://tsargrad.tv/articles/lukashenko-hochet-russkih-deneg-no-ne-hochet-russkogo-mira_122653    Дата обращения 6.09.2018.
  5. Эксперт онлайн // Ремизов М., Восканян М. Патология неравенства // [Электронный ресурс] // URL:   http://expert.ru/2016/12/6/patologiya-neravenstva/ Дата обращения 08.09.2018.

 

Сигаев С.Ю. Русская мечта как фактор национальной идеи [Текст] // С.Ю. Сигаев // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества:материалы Восьмой Международной научно-практической конференции. Часть 2.– Москва: Р-Мастер, 2019. – С.155-161.