Студентам

е-Консультирование

on 08 Декабрь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сигаев Сергей Юрьевич
Московский государственный университет
технологий и управления
им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
к.п.н., доц. каф. «Педагогика и психология
профессионального образования»
г. Москва

Учет личностных особенностей клиентов психологического консультирования в сети интернет

Аннотация. Анализируются особенности дистанционного оказания психологической помощи в интернет-среде. Рассматриваются некоторые психотипы так называемых «трудных людей», стратегии и тактики оказания психологической помощи для них, их типичные проблемы, специфика перевода предъявляемой проблемы клиента в рабочий запрос е-терапии.

Ключевые слова: е-терапия, дистанционное индивидуальное психологическое консультирование, среда интернет, флуд, флейм, троллинг, имперсонализация, снайперское консультирование, краткосрочная стратегическая терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, психотипы клиентов консультирования, стратегия и тактики психологического консультирования, депрессия, гнев, страх, тревога, депрессия.

Можно уверенно констатировать, что повсеместное распространение среды интернет повлияло на доступность оказания психологической помощи населению. По данным ВЦИОМ каждый четвертый пользователь сети обращался к услугам дистанционного индивидуального психологического консультирования [1]. Таким образом, возник термин «е-терапия» по аналогии с «e-learning» и «e-education», а также зажгись «звезды» виртуального пространства психологической помощи, а заодно и просвещения, ставшими очень популярными.

В качестве примера предлагаем рассмотреть профессиональную деятельность клинического психолога Вероники Степановой, видеоролики на ютуб-канале которой достигают до 3 млн. просмотров. В формате от 9 до 24 минут достаточно компетентно, с интересными примерами и самораскрытием, эмоционально и доступно она раскрывает очередную тему ролика (психология отношений, страхи, психологические проблемы, эмоциональные и сексуальные расстройства). Каждый ролик заканчивается психологическими рекомендациями по устранению проблем и самопомощи, а также призывом обращаться к ней на скайп-консультацию, которая стоит, вопреки утверждениям коллег о доступности е-терапии, далеко недешево – 30 тысяч рублей в час (учитывая длительность обычной консультации в 1,5 часа одна консультация примерно обходится клиенту в 50 тысяч рублей). При этом Вероника Степанова не имеет собственного сайта, компенсируя его отсутствие активную деятельностью на своих страничках в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграм. Проживая в США, она эффективно занимается дистанционным консультированием, ведь интернет не знает расстояний, а профессионализм, оригинальность мышления и женская харизма привлекают к ней все новых и новых русскоговорящих клиентов.

Скайп-консультации подразумевают визуальный контакт, создавая эффект присутствия, отпадает необходимость поездки к психологу, снимается проблема аренды помещения для консультаций, с другой стороны, сохраняется безопасность сторон, что не защищает от троллинга – различных эпатажных провокациях, как правило, анонимных пользователей. Впервые исследованием троллинга в интернете занялась научный сотрудник Гарвардского университета Джудит Донат в своей книге «Идентичность и вымысел в виртуальном сообществе» (1996), определяя троллинг как умышленную и разрушительную ложь, форму вандализма, хотя позднее некоторые интернет-исследователи Крис Менниг, Ник Дуглас и Коул Страйкер начали рассматривать троллинг как субкультуру. Утни Филлипс в книге «Трололо. Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг» (2015) раскрыла особенности мотивации и таких методов сетевого хулиганства, как флуд (объемные нетематические сообщения, пустомеля) и флейм («спор ради спора»). Интересным моментом исследования является сравнение троллинга с поведением пионеров в освоении Дикого Запада и олд-скул (англ. «старая школа») дискуссий в работах Шопенгауэра и Ленина. Кроме того, Джудит Донат в своей работе, осветила вопросы феномена виртуальной личности, которая представлена несколькими виртуальными личностями, и выдачей себя за другого, получившее понятие имперсонализации.

Каждому практикующему в интернет-среде психологу желательно определиться с тактикой реагирования на все вышеназванные феномены, в отношении троллинга и флейма наиболее эффективным методом является «Молчи, и он уйдет» (или «Не кормите троллей»), а флудеров рекомендуется заносить в «черный» список, чтобы исключить прием ненужных сообщений. Мы придерживаемся точки зрения, что троллинг – это небольшая цена за свободу слова и анонимность в сети, своего рода, «издержки производства». К таким издержкам можно отнести и клиентов-шутников, которые излагают свои жизненные истории и проблему в качестве развлечения, но с псевдо-серьезным апломбом – такие моменты можно отнести к издержкам бесплатного консультирования.

Определенный интерес для исследования представляют еще два интернет-ресурса: индивидуальное психологическое консультирование по чат-переписке искусственным интеллектом (ИИ) на сайте Фройд.су  http://www.froid.su/ , которое на момент написания данной статьи прошло уже более 4700 человек, и консультирование экспертами на сайте Лайфэксперт.ру http://www.liveexpert.ru/, где возможно общение не только по тексту, но и по звуку и видео, имеется возможность как платных, так и бесплатных сеансов. Посетители сайта имеют возможность оценивать работу экспертов по 5-ти бальной системе, таким образом, создается рейтинг эксперта, влияющий на его статус и востребованность на сайте. Эксперт должен выслать модератору сайта сканы действительных документов по прохождении соответствующей подготовки, чтобы получить возможность проводить консультации. Студентам-психологам для получения опыта консультирования рекомендуется начинать с предоставления бесплатных сеансов, кроме того, многолетний опыт полученный нами психологической помощи на Лайфэксперте, позволяет сделать вывод об уровне ответственности консультанта работающего на платной и бесплатной основе – в первом варианте он существенно выше, в нем больше профессионального отношения к делу и мотивации к труду. Оплата консультации обязывает психолога к выполнению контракта даже при отсутствии энтузиазма. Последней особенностью е-терапии можно было бы обозначить как многозадачность, являющийся свойством клипового мышления. Это качество может проявляться в том, что и консультант имеет возможность параллельно общаться с несколькими клиентами в чатах, и клиенты имеют такую же возможность, что требует большего напряжения и неизбежно приводит к распылению внимания консультанта и клиента.

В практической психологии, как известно, существует множество подходов к индивидуальному психологическому консультированию, в мире по словам психотерапевта С.В. Харитонова насчитывается около 500 видов психотерапий, потому что любой амбициозный и творческий специалист заявляет свой подход к оказанию психологической помощи. Какой же подход наиболее продуктивный в е-терапии? Мы придерживаемся подхода снайперского (краткосрочного) консультирования Натальи Манухиной [3], которая в свою очередь опирается на подход краткосрочной стратегической психотерапии (КСП) итальянского психотерапевта Джорджио Нардоне [4]. В краткосрочном снайперском подходе е-терапевт применяет последовательность программ-протоколов для работы с различными типами расстройств и психологических проблем, не углубляясь в причины их появления.

В работе е-терапевта высокую степень эффективности показала также незаслуженно забытая в нашей стране когнитивно-поведенческая психотерапия, которая в понимании коллег зачастую представлена АВС-таблицей и кодексом невротика Альберта Эллиса, но в действительности есть основания полагать, что это очень упрощенное понимание данного направления в психотерапии [5]. Дело в том, что когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП) доказала свою эффективность во всем цивилизованном мире, она помогает избавиться от иррациональных заблуждений, когнитивных ошибок, негативных автоматических мыслей и неизбежно приводит человека к адекватному восприятию себя и своего места в мире, развитию рефлексии и позитивного мышления. Оба подхода (КСП и КПП) опираются на сотрудничество с клиентом, на самостоятельную работу клиента, его отчетность на сессиях по домашней работе.

Теперь, когда мы рассмотрели концептуальную основу е-терапии и ее особенности, необходимо осветить такую немаловажную тему как предполагаемые психотипы некоторых, так называемых, «трудных» клиентов, что облегчит понимание и психологическую помощь данной группе лиц. Тема «трудных» людей широко освещена в практической психологии: Хелен Макграт, Хейзел Эдвардс «Трудные люди. Как налаживать отношения с конфликтными людьми», Керри Патерсон «Трудные диалоги», Флоренс Литтауэр «Как поладить с трудными людьми», Рой Лиллей «В компании с трудными людьми», Светлана Рахманова «Трудные: начальники, клиенты, супруги». Однако, общение с такими людьми в контексте дистанционного психологического консультирования в среде интернет не достаточно прояснены.

В своей работе мы опирались на книгу французских психиатров и психотерапевтов Лелор Франсуа и Андре Кристоф «Он – шизофреник?! Как общаться с трудными людьми» (2000), в которой они анализируют 11  психотипов трудных в общении людей [2]. Целью статьи является предоставление на рекомендаций в оказании психологической помощи некоторым наиболее частым клиентам дистанционного консультирования из числа «трудных клиентов». Под «трудной» личностью в данной работе понимаются такие трудности в социальной адаптации, когда определенные черты характера слишком сильно выражены или застыли, заставляют страдать самого человека и окружающих. К каждому психотипу для образности и наглядности была выбрана иллюстрация из литературы и кино.    
       1. Тревожно-мнительный тип личности (премудрый пескарь из притчи Салтыкова-Щедрина): слишком часто сильно беспокоится, пребывая в чрезмерном нервном напряжении; постоянное волнение из-за возможной опасности, преувеличенное внимание ко всему, что может вызвать трудности, стремление предупредить даже самое незначительное или самое маловероятное событие; типичные иррациональные убеждения «Окружающий мир, это полное опасностей пространство, где всегда может случиться катастрофа», «Если быть очень осторожным, можно предотвратить большинство неприятностей и несчастных случаев»; физиологические симптомы - повышенная активность вегетативной нервной системы: сердцебиение, потливость, приливы крови к лицу, частые позывы к мочеиспусканию, «комок в горле»; мышечное напряжение: внезапные содрогания, болезненное ощущение сжатости (спина, плечи, челюсти), часто вызывающее чувство усталости; чрезмерная бдительность по отношению к окружающему: человек постоянно начеку, взвинчен, раздражителен. Рекомендации е-терапевту: покажите свою надежность, проработка страхов, показать их иррациональность, ведите себя доброжелательно и мягко. Причины формирования данного психотипа корнями уходят в детский невротический конфликт, поэтому ему более подходит психоаналитически ориентированная психотерапия, в формате е-терапии можно определить психокоррекционную цель – работа с когнитивными нарушениями по типу катастрофизации. Ситуацией-стартером для данного психотипа является ситуация неопределенности и неизвестности, запускающие состояние беспокойства и принятие мер предосторожности.

2. Конституционально-депрессивный тип личности (ослик Иа из сказки про Винни Пуха): характеризуется неспособностью  получать удовольствие, пессимизмом; чувством вины и пониженной самооценкой; депрессивная триада— негативный взгляд на самого себя («Я не на высоте»); — негативный взгляд на мир («Мир жесток и несправедлив»); — негативный взгляд на будущее («Меня и моих близких ждут неприятности»); ощущение  собственной слабости и уязвимости. Задача е-терапии конституционально-депрессивного типа личности заключается в компенсации слабых сторон меланхолического темперамента и личностном росте, который заключается в том, чтобы научиться радоваться жизни, чувстве благодарности вместо чувства вины, коррекции самооценки и усиленной домашней работе клиента (ведения дневника и АВС-таблицы). В христианстве уныние считается тяжким грехом, поэтому у е-терапии депрессии выражено и духовное измерение. Зачастую депрессивные люди ведут бесцельное существование, у них много свободного времени – поэтому желательно рассмотреть планирование жизни, и его связь с мотивацией, целеполаганием и активизацией скрытых ресурсов. Разбор типичных депрессивных ситуаций, выделение триггеров, запускающих негативную оценку ситуаций и привнесение выбора с опорой на позитивное отношение к жизни и к самому себе должны стать стратегическими направлениями е-терапии депрессии.

Перед клиентом по сути стоит задача – научиться быть счастливым, что достижимо благодаря активной позиции обратившегося за психологической помощью человека. Е-терапевт при работе с депрессивным клиентом задействует весь арсенал психологической поддержки и веры в возможности личностного роста клиента, но не рекомендуется советовать клиенту встряхнуться или «читать ему мораль», не стоит постоянно разделять унывный душевный настрой клиента в результате пристройки по эмоциям, потому что человек может увязнуть в депрессии еще глубже. Ситуацией-стартером для данного психотипа является какая-то неудача, которая запускает механизм самообвинения.

3. Зависимый тип личности (Пятачок):  характеризуется в постоянной потребности во внимании и поддержке других, несамостоятельностью и личностным инфантилизмом, практически не проявляет инициативы, не любит оставаться в одиночестве и делать что-то в одиночку. В терминологии гештальт-терапии проблема Пятачка выражается в:
-  страхе перед разрывом, потерей контакта, выражающийся в позиции соглашателя со всеми, минимизация чьего-то недовольства; - иррациональных убеждениях («Я не справлюсь», «Я не ок, другие - ок», «Я не буду поддержан жизнью» и т.п.); - нарушении личностных границ себя и других (потребность в слиянии). Психологически Пятачку не хватает чувства безопасности, которое они зачастую пытаются обрести, выбирая партнеров с властным и деспотичным характером – таким образом, жертва находит своего мучителя. Стратегическим направлением е-терапии зависимого типа личности является поддержка в развитии индивидуальности, усилении своего Я, осознание своих потребностей и границ. В понятиях транзактного анализа психическая энергия клиента сконцентрирована в эго-состоянии Ребенок, которое даже поглощает эго-состояние Взрослый, и реализация потребностей происходит на специфически детском уровне.

Психологическая помощь зависимому типу личности предположительно будет заключаться в: - разрешении себе совершать ошибки, - проработке страха неудач, - поощрении инициативности и активной жизненной позиции, - поощрении в расширении личностных контактов и знакомств, - осознании своего личностного пространства, - оказывать поддержку в развитии своей индивидуальности, - научиться выражать свое собственное мнение, - научиться отражать критические сообщения в различных контекстах, - научиться говорить ответственно «нет» и «да». Ситуацией-стартером для данного психотипа является необходимость в принятии важных решений и выполнять важные задачи. Тогда зависимый тип будет стремиться получить покровительство значимых других и проявляет сверх-уступчивость.

Е-терапевту при работе с Пятачком не стоит: - принимать любые подарки от клиента сверх установленной оплаты консультации, - давать советы и принимать решения за клиента. Зависимый клиент скорее всего обратится за консультацией по такой причине, которую необходимо переоформить в реальный психологический запрос.

4. Пассивно-агрессивный тип личности (персонаж Дэвид из фильма «Управление гневом», 2003г., США): подавляются проявления гнева, пассивно сопротивляется требованиям других как в профессиональной области, так и в личных отношениях, - постоянно критикует вышестоящих и их указания, тянет  с работой, дуется, «забывает», жалуется на то, что его не понимают или недооценивают. Обидчивость усиливает тенденцию в накоплении внутреннего напряжения, таким людям везде мерещится недостаток уважения к их персоне. Пассивно-агрессивное поведение впервые было описано полковником и американским психиатром Уильямом Меннингером во время Второй мировой войны. Пассивно-агрессивному типу личности свойственны иррациональные убеждения («Подчинение есть поражение», «Говорить то, что думаешь, рискованно», «Если я придерживаюсь чужих правил, я теряю свободу действий»). Скорее всего, клиент такого психотипа будет иметь проблемы на работе, в профессиональной сфере на почве сложностей отношений с руководством, хроническое недовольство может трансформироваться в психосоматические расстройства.

Есть основания полагать, что внешние конфликты с начальством являются проекцией детского внутреннего конфликта между желанием получать выгоды, которыми жалует власть и желанием сохранить свою независимость. Поводом обращения на е-терапию может быть отсутствие эмоционального равновесия и невозможность расслабиться, проблемы с злоупотреблением алкоголя. Для оказания психологической помощи пассивно-агрессивному типу личности необходима проработка конфликтных ситуаций, осознание связи между внешними и внутренними конфликтами, осознанное принятие правил игры на работе, принятие своей как пассивной, так и агрессивной части личности, увеличение своей эффективности за счет личностной интеграции. Ситуацией-стартером для данного психотипа являются: необходимость признания авторитета другого человека и подчиненность чужим приказам. Отдельная тема е-терапии пассивно-агрессивных личностей заключается в терапии гнева и тревогой, связанной с репрессиями со стороны власти, а также неадекватное реакция на критику в свой адрес со стороны власти.

Итак, в данной статье были рассмотрены некоторые интернет-площадки для е-терапии, частично проанализирован опыт успешного скайп-консультирования Вероники Степановой. Психологический анализ остальных типов личности «трудных» людей будет продолжен в наших следующих работах. Речь идет о таких типах личности как: легкоуязвимый, обсессивный (педантичный), шизоидный, параноидальный, артистический (истерический), нарциссический, тип А («альфа-особь», соревновательный). В завершении данной работы можно сказать, что е-терапевт должен обладать большим уровнем гибкости и интеллекта, знанием протоколов решения психологических проблем, знанием основ КСТ и КПП, чтобы эффективно учитывать психологические особенности клиентов и вести профессиональную деятельность в интернет-среде.

 

Литература

  1. ВЦИОМ. Инфографика по теме «Интернет» [Электронный ресурс ] // URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet.html // Дата обращения 23.07.18.
  2. Лелор Ф., Андре К. Он – шизофреник?! Как общаться с трудными людьми. – М.: Поколение, 2007. – 400 с.
  3. Манухина Н. Снайперское консультирование: основы метода. – М., Класс, 2015. - 192 с.
  4. Нардоне Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений. – М., Институт психотерапии, 2006. – 192 с.
  5. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой терапии. – М., Институт психотерапии, 2009. – 173 с.

                                

Сигаев С.Ю. Учет личностных особенностей клиентов психологического консультирования в сети интернет [Текст] // С.Ю. Сигаев // Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики [Электронный ресурс] : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 сентября 2018 г., Барнаул). – Электрон. текст. дан. (6,8 Мб). – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2018. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – ISBN 978-5-7904-2322-2. - № гос. регистрации 0321804393. - C.183-188.