Студентам

Виды профессиональной психологической деятельности

on 02 Январь 2010. Posted in Статьи в стол

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Эта статья предназначена для студентов-психологов, чтобы коллегам было легче сориентироваться на рынке труда, найти себе работу. Обычно я читаю эту информацию на своих лекциях по «Введению в профессию» или в «Организации психологической службы». Впервые меня натолкнул на мысль о видах профессиональной психологической деятельности Маклаков в своем учебнике по общей психологии, кое-что почерпнул на лекциях проф.Спиваковской из МГУ в 90-х годах, общения с профи, книга Юревича «Психологи тоже шутят+» и, само собой, из личных размышлений.

В вузе каждый преподаватель читает свой курс, студенты готовятся и сдают, но осознают ли они свои возможности, на сколько это пригодится им в жизни и работе, какие у них есть перспективы и что для претворения в реальность своей мечты? Обычно вопрос где и как работать после получения диплома остается за кадром, в каком-то тумане – а он-то как раз и является самым важным! Я на своих лекциях говорю только правду, скажу ее и здесь. Может, мой взгляд субъективен, но ведь вы и читаете его в разделе – «Личное мнение», не правда ли?

  1. Научная/исследовательская деятельность

Этот путь профессиональной реализации предполагает предрасположенность студента к академичности, научности, стремление к строгому научному анализу, личностно-выключенный подход. Очень важно иметь писательские навыки, потому что придется много печататься. В науке действует принцип «Паблик ор пелиш»  - публикуйся или умри. Если вы трудитесь в этом Пути – вы просто обязаны печататься, кроме этого – принимать участия в научной жизни: я имею в виду участие в научно-практических конференциях. Учиться нужно с возможностью продолжения образования в аспирантуре, чтобы плавно и естественно защитить кандидатскую диссертацию и стать кандидатом психологических наук. Наука – это свой монастырь, и такая работа предполагает наличие Проводника. Проводник  - это ваш научный руководитель, научные взгляды которого вы разделяете, вы двигаетесь в его фарватере, под его крылом. Вы разрабатываете какую-то научную проблему, проводите исследования, публикуете свои статьи в престижных научных журналах.

Будет ли реализована ваша идея или нет в реале/жизни  - это на самом деле не важно. Может, она реализуется через год, может – через 10 лет, или никогда. Это действительно не очень важно. В религии например, ждут пришествия Христа, потому что есть догма об этом. Придет он завтра или через 100 лет, через 100.000 – неважно придет ли вообще. Просто есть догмы. В науке также есть свои догматы, свои иконы. Если вы живете в этом подходе, вы должны их разделять. Например, вы должны быть агностиком и почитать Л.С.Выготского, Л.С.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева без лишних вопросов, потому что это – иконы. Через них можно удобно защититься, это научный авторитет в психологии России. Догмы не обсуждают, потому что это – крамола и ересь.

После того, как вы стали кандидатом психологических наук у вас открывается новая цель – стать доктором психологических наук. Это уже более сложная задача, круг докторов весьма узок и туда допускают немногих. Но это уже – вхождение в Пантеон. Вы выходите на новый уровень.

Какая выгода для вас в обременении себя научными степенями? Я знаю, что студенты мужского пола стремятся получить к.пс.н., чтобы не служить в армии. Понятное дело, что таким людям нет интереса развивать науку, им лишь бы в армию не пойти. И таких кандидатов в последнее время хватает. Статьи для публикации покупаются, диссертации – тоже само собой. Это вопрос нескольких тысяч долларов. Расценки докризисные, сейчас – дороже.

Выгода для вас в том, что в любое учреждение двери для вас открыты. В любом учреждении, где работают психологи, как правило, ведется статистика - % остепененных и неостепененных сотрудников. Чем выше % остепененности личного состава, тем считается лучше.

Бывает так, что кандидат появляется в организации лишь на Новый год, 23 февраля и 8марта, чтобы напомнить о себе, но его не прогоняют – потому что своим формальным присутствием в организации он делает ее более валидной в глазах контролирующих организаций. Можно, таким образом, числиться во всяких организациях, получать свою зарплату – и усердно работать там, где вам на самом деле интересно.

Имеют ли остепененные лица практические знания и навыки в области психологии? Не факт! Есть ученые с практической реализацией – как Зигмунд Фрейд, который стал доктором наук в 26 лет и всю жизнь практиковал. Но таких очень немного. В основном, здесь лица теоретики, чем практики.

В психологии было сломано немало копий между практиками и теоретиками, это тема для отдельной статьи. Есть отдельно теоретики и отдельно -практики, между которыми мира особо никогда не было.

Научно-исследовательский вид профессиональной психологической деятельности хорошо связан с педагогической деятельностью. Обычно все теоретики ведут преподавательскую деятельность в вузах. Чтобы лучше пропагандировать свои идеи.

2. Просвещение

Под просвещением мы понимаем ту самую преподавательскую деятельность, о которой упоминали только что.  У преподавателя должен быть педагогический дар. Александр Ширвинт называет его «педагогическая болезнь». Этому нельзя научить, либо дар такой есть, либо его нет. В нашей стране этот труд не входит в реестр высокооплачиваемых, в отличие от труда преподавателя в США. Поэтому вы не озолотитесь подрабатывая преподаванием, зачастую преподаватели просто любят свою работу, выполнять свою миссию – нести свет Знаний. Я не считаю это высокопарным выражением, полагаю, что так и есть – работа учителя, преподавателя имеет высокую цель, благородна по самой своей природе. Педагогике посвящена другая моя статья, поэтому отсылаю к ней. Преподавать выпускник вуза имеет право и получает должность ассистент преподавателя. Через 2года ему предлагают должность старшего преподавателя. А если со временем он остепеняется – то и доцента.

Преподавание психологии в школе пока не стало нормой, но уже постепенно внедряется. И это хорошо! За свои часы педагог-психолог получает свою оплату, что является некоторой прибавкой к зарплате. Для преподавания в школе и работе в ней психологу не обязательно иметь степени, в школу берут сразу после института.

Я считаю, что преподаватель должен иметь выход на практику, чтобы делиться опытом со студентами. Преподаватель должен уметь работать с аудиторией, быть искусным оратором, уметь «держать планку» профессии. Желательно пройти тренинг публичных выступлений и советую посмотреть фильмы  бизнес-тренера (а когда-то -  учителя русского языка и литературы) Радислава Гандапаса на эту тему.

Заниматься просвещением, читать лекции можно не только в образовательных учреждениях. Есть центры бизнес-психологии, например "Сити-класс" в Москве. Занятия проводятся по вечерам с 19.00 до 22.00. Люди, склонные к саморазвитию, после работы приходят на семинары или небольшие тренинги. Но надо учесть, что вам как исполнителю администрация предложит 15% от выручки. Меня лично не устроило. В США есть выездные лекторы. Автор издает книгу по какой-то проблеме и гастролирует по глубинке, пропагандируя свои идеи. Народ заинтересован прийти на лекцию психолога из Нью-Йорка, автора известного бестселлера, потому что в их городке особо пойти некуда и хочется, чтобы что-то произошло. Кроме того, может, и правда, психолог хороший? В США труд психолога, преподавателя весьма уважаем и очень хорошо оплачивается. Практикующий психолог имеет, как правило, степень доктора. Психолог же после вуза обычно занимает должность ассистента психолога. Кстати, надо учитывать, что их степень доктора - не наша. Это большая разница.

Прогноз на будущее преподавательской деятельности

Прогноз неутешительный: уже сейчас идет недобор студентов-первокурсников почти во всех университетах. Значит, закончились студенты, будут закрываться кафедры и заканчивается возможность преподавательской деятельности. В чем причины недобора?

1. За прошедшие годы психологов выпускали пачками, рынок труда уже давно перенасыщен.

2. Упала рождаемость: если раньше для семьи была норма иметь 2 детей, то сейчас обычно в семье воспитывается лишь один ребенок. Кроме того, есть вообще бездетные семьи. Просто некого стало учить, стали меньше рожать. Имеем в виду, что сейчас пойдут в вуз рожденные в 1990-х, а тогда были тяжелые времена, людям было не до детей, выжить бы самим!

3. Эпоха энтузиастов закончилась, настала эра прагматиков. Для всех давно стало очевидно, что психолог мало зарабатывает, а люди хотят жить хорошо. Рабочая специальность всегда востребована и хорошо оплачивается (по классификации), труд психолога - это роскошь, без которой, согласитесь, можно обойтись.

Таким образом, случилось то, что должно было случиться: ситуация, когда на одного рабочего приходится 2 психолога, 3 экономиста и 4 юриста, рано или поздно должна была грянуть. Тоже самое случилось в вузах Якутии несколько лет назад: всех в округе выучили и некого стало учить, так закрывались кафедры и факультеты.

Однако в любом случае в России будут психологические факультеты в таких монстрах образования как МГУ, потому всегда будет ручеек искателей душевных истин. Психфаку МГУ ничего не грозит. И еще благая весть: если в средней школе введут дисциплину "Психология", то педагогу-психологу откроется новое поле для деятельности и возможность для поднятия своего дохода.

Нюансы преподавания психологии в вузе

Студенты в основном заинтересованы только в хороших оценках, знания почти никому не нужны. Познавательная мотивация студентов-психологов колеблется в скромных пределах. Было бы ошибкой полагать, что если вы будете читать лекции интересно, показывать видеофрагменты, устраивать дискуссии, то ваш труд будет оценен. Это я к тому, что необходима доза контроля для обуздания студентов. 2 пары лекций+1 пара семинар - такой режим преподавания будет оправдан. И не стремитесь больше дать (потому что знания никому не нужны, а нужны лишь оценки), а стремитесь контролировать. Пусть они отрабатывают свои оценки по-честному. Будем откровенны, людям просто нужен диплом о высшем образовании при ненапряжном обучении. Из группы обычно один человек серьезно учится и любит психологию, и в группе может быть проблемный студент. Это может быть клиент психиатрической клиники (например, шизофреник) или тяжелый невротик с глубинным внутриличностным конфликтом. И тот и другой достанут вас по полной программе, но чтобы не наращивать конфликты советую вести грамотную политику (игнорирование, подавление, компромисс). Потому что вы с такими людьми ничего не сделаете на самом деле, а разойтись по-хорошему как-то надо. Сейчас каждый студент-платник на счету, никто их не уволит. Таким образом, почти каждая группа студентов психологов платных вузов состоит из большинства охотников за дипломом (даже за красным), одного студента - настоящего потенциального специалиста и одного студента с отклонениями в психике.

В вузах дисциплины дают лишь ознакомительный обзор психологии, а на платных курсах можно изучить более глубоко (рекомендую здесь) .

Степень доктора наук в других странах - ньюансы

Вопрос аналогов российской степени доктора наук за границей не является однозначным ввиду большого разнообразия требований и характеристик докторской степени в других странах (вплоть до разных регионов одной страны), а также от области познаний.

Так, ввиду того, что в некоторых западных странах принята одноступенчатая система послевузовского образования (как, например, это становится всё более распространённым в Великобритании), по окончании которой выпускникам в случае успешной защиты диссертации присваивается степень доктора философии (или аналогичная ей), в Российской Федерации эта степень часто приравнивается к степени кандидата наук. Таким образом, в этом случае российская степень доктора наук оценивается как более высокая относительно этого варианта степени доктора философии.

Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, во Франции, Бразилии, Канаде и Нидерландах первая послевузовская ступень — это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень — это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии, аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, так как в той же мере является второй степенью послевузовского образования.

В некоторых западных странах существует титул, присуждаемый тому, кто уже является носителем докторской степени, и который также может иногда приравниваться к титулу доктора наук в Российской Федерации. Так, в англо-саксонской академической системе (Великобритания, США и др. англоязычные страны) следующая после доктора философии (Ph.D.) степень в естественных науках носит название доктор наук (Doctor of Science, D.Sc.); для исследователей, специализирующихся в филологии, — доктор словесности (Doctor of Letters, D.Litt.); в области права — доктор права (Doctor of Laws, LLD). Однако отличие состоит в том, что присвоение этой степени обычно осуществляется не по результатам защиты диссертации, а по сумме опубликованных работ и по общему вкладу в науку или даже по общественной или публицистической деятельности. По этой причине звание доктора наук, доктора словесности или доктора права является прежде всего почётной степенью, вручаемой после многолетних заслуг, а не результатом направленной работы на получение степени.

В европейской континентальной академической системе (в таких странах, как Германия, Франция, Австрия), многие особенности которой были позаимствованы российской и советской системой послевузовского образования, существует процедура «хабилитации» (или «габилитации», habilitation, от лат. habilis — способный, пригодный), которая в той же мере следует уже после присуждения докторской степени. В определённом смысле, эта степень по ряду параметров аналогична защите докторской диссертации в России, так как после прохождения «хабилитации» претенденту присваивается титул «хабилитированного доктора» (doctor habilitatus, Dr. habil.), которая даёт право на занятие профессорской должности в университете. Однако стоит заметить, что титул «хабилитации» не является отдельной учёной степенью, но квалификацией, добавочной к докторской степени, которая позволяет занимать пост профессора университета.

3.Психологическая практика

Это означает вести индивидуальное психологическое консультирование/психотерапию и тренинги – все на платной основе. Определите сколько будет стоить ваша работа и в каком формате вы предпочитаете работать. Первый шаг в этом направлении – это ваша визитка. На ней будут написаны ваши ФИО, e-mail, мобильный, сайт (если есть) и рекламный слоган.

Еще нужно всю жизнь учиться, выбрать направление из школ практической психологии, найти учителя, пройти свою терапию. Если идти по официальному пути – нужно зарегистрировать индивидуально-трудовую деятельность, получить лицензию. Минус этого пути – зависимость от денег клиентов, отсутствие гарантированного дохода. Очень большие риски, особенно для нашей страны.

И еще: определитесь с приоритетами. С каким возрастным контингентом вы будете работать (дети, взрослые, супружеские пары), с какими проблемами и с кем вы работать не за что не будете. Есть потенциальны неисчерпаемые запросы (например, на лечение зависимостей и похудения) – если научитесь решать такие проблемы, ваши шансы удержаться на плаву повысятся.

Про клиентов: в России нет культуры обращаться со своими проблемами к психологу, зато лиц, имеющих психологическое образование полным-полно. Несколько лет назад в одной только Москве бродило без работы около 60000 выпускников психологических вузов. С конкуренцией все в порядке. Потенциальных клиентов у нас много, но все дело в том, что они не верят, что психолог может им помочь и идут к магам и экстрасенсам.  Вы видели какие шикарные магические салоны в Москве стоят? Люди готовы платить по полной программе, лишь бы им помогли. У каждого находят порчу и сглаз, родовое проклятие и прочее. Всегда есть над чем работать. Про решение проблем магическим и психологическим путем будет особая статья.

..Поэтому, главная ваша задача на первый период – наработка клиентской базы, формирование своего имени как бренда. Вы должны стать брендом и просто хорошо выглядеть! Ходите на ТВ, принимайте участие в съемках попсовых тележурналистких программ, будьте на виду. Психоаналитик становится профи к 40 годам. Не ждите золотых дождей сразу. Я бы сам к молодому психологу не пошел бы, скорее бы к опытному, к кому за 40. Задача максимум для психолога-практика - стать звездой, популярным, чтобы обеспечить свою востребованность.

Организовать свою психологическую практику - это тоже самое как пробить себе канал признания, этому никто никогда не научит. Это величайшее достижение психолога, фактически на грани возможного. Глубоко преклоняюсь перед коллегами, которые реально смогли сделать это. Для нашей страны - психологическая практика является редкостью, это подвиг и труд..у многих не получилось, многие хотели, но пробились не все.

Бизнес-тренинги – это хороший кусок для специалиста, возможность заработать. Научитесь управлять групповой динамикой, ходите на тренинги в качестве участника. В связи с кризисом спрос на эту услугу упал, но в перспективе он поднимется. В штате любой уважающей себя фирмы уже давным давно есть свой бизнес-тренер (по совместительству он еще и менеджер по персоналу), но есть и компании, где руководство не держит такового в штате. Проще и дешевле нанять на единичную акцию по обучению персонала.

4. Прикладная психология

Психологические знания реализуются в самых различных сферах народного хозяйства: образование, медицина, бизнес, МВД, производство – везде где есть персонал, с которым что-то надо делать.

Определитесь для себя, в какой фирме вам хочется работать. Большая или маленькая. В большой фирме меньше свободы и больше формальностей, но больше бюджет и возможностей роста по карьере и по зарплате. В малой фирме выше головы не  прыгнешь, расти некуда, но зато – больше свободы и меньше официоза, семейные добрые отношения, одним словом.

В МВД – своя специфика и возможности карьерного роста, можно всю жизнь повышать свое звание и т.д. Вместе с тем: с криминалом по жизни…

В медицине востребован клинический психолог. Нужно разбираться в  клинической психологии, психических расстройствах и хорошо знать психодиагностику, например, тест Люшера, ММРI, а также знать НЛП и вести терапевтические группы... Золотое место в плане денег для клинического психолога - центр для лечения наркозависимых.

А в образовании – педагог-психолог. Последний будет получать около 20k на руки. Если в школе идут вам навстречу (дают 1,5 ставки), то реально выйти на уровень з/п - 28k при среднем уровне квалификации (12 разряд) и на 32k, если вы заслужили более высокий разряд, высшую квалификационную категорию. По Москве сейчас средняя зарплата считается в 40k, а в Зеленограде 37k (данные на 2011 год). Таким образом, оплата труда психолога где-то в пределах разумного. Ведь при некоторой инициативности можно поднять уровень дохода до этих номиналов. Спасибо президенту за поддержку!

Нюансы работы психолога в школе

Администрация школы заинтересована в свою очередь в максимальной эксплуатации психолога, могут превратить в мальчика на побегушках. Тут уж как себя поставите… В первые 2 года вы подпадаете под программу помощи молодым специалистам – и получаете бонусы: 15% прибавки к зарплате, какие-то прибавки, почет и уважение. В образовании вы можете сразу после вуза пойти работать педагогом-психологом в школу. Из документации вы обязаны вести журнал учета проделанной работы (консультации, тренинги, психодиагностика, работа с родителями и педагогами...) и писать годовой отчет для директора. Раз в год можете проходить курсы повышения квалификации в МИОО. О том, как учат в МИОО говорить не буду - увидите сами.

Рабочая неделя педагога-психолога 36ч. Из них 18ч. отводится на непосредственную работу и 18ч. на методическую работу. Если удастся договорится с директором, то подготовку можно проводить дома. Но предупреждаю, начальство будет радо видеть вас на работе. Когда приходите работать в школу вам дают 8-й разряд, через пару лет можно подняться до 12 разряда, а дальше тянуть на высшую категорию. Чем выше разряд, тем выше оплата. Наличие степени повышает ваш статус и влияет на з/п. Сабянинские реформы с нового года упрощают сетки и разряды, будет базовый оклад + личный коэффициент, как вас оценивает начальство. Таким образом, уровень вашего дохода будет зависеть от отношений с директором.

Вообще, работа педагога-психолога в школе - напоминает работу на конвейере + работа в жестких рамках административно-командной системы. Плюсы и минусы для себя увидит каждый, не буду разжевывать. Но могу намекнуть, что направления практической психотерапии (НЛП, гештальт, расстановки и т.д.) не приветствуются, надо "консультировать по Выготскому". То есть, не приветствуется вмешательство в личную сферу ребенка или взрослого. Нет отношений клиент-психолог. Вы выполняете информативную функцию, от вас ждут эффективных рекомендаций по уходу за ребенком, по воспитанию оного. Разрешена арттерапия (игры в песочек и рисование), сказкотерапия и тренинги общения. Для глубокой работы над собой, а ведь корни проблем воспитания и невроза находятся в личной сфере, существуют платные психологические центры.

Через 2 года работы можете попробовать поискать себе место в каком-либо учреждении дополнительного образования или психологическом центре. Таких центров очень много в Москве и Зеленограде – откройте любой справочник и сами увидите. Обычно работа в таких организациях подразумевает традиционные женские коллективы. Особенности труда в женских коллективах вы можете себе представить, есть специфика.

В Москве есть такая структура: Департамент семейной и молодежной политики  (http://www.dsmp.mos.ru/). Очень хорошая структура, имеющая свою сеть центров («Дети улиц», Центр психологической помощи населению), там тоже работают психологи, тоже хороший вариант для реализации.

У многих коллег есть мечта - перейти работать в банк. Получать шикарную зарплату, проводить потрясающие бизнес-тренинги. Я сам не работал в банке, но видел психологов из этой среды. Да, это очень престижно, но ничего особо запредельного я в них не увидел. Они очень закрытые люди, ничего не рассказывают о своей работе, но часто жалуются на обилие бумажной работы. Офис, одним словом.. Но есть в работе бизнес-тренера одна фишка. Предположим, вас берут на работу в банк, платят 80.000р. и вы счастливы. Помимо того, что вы счастливы, вы проводите тренинги и делаете все на высшем уровне. Сверху вас просят об одолжении - документировать свою деятельноть, написать программу и все такое. После того как вы обучили весь персонал и все написали, находится предлог, чтобы вас уволить. Затем директор принимает на работу психолога-милашку и говорит ей, что персонал у нас уже обучен, программы написаны, вам особо-то и делать здесь нечего, но так и быть, только из расположения к Вам, могу взять на работу, зарплата - 25000р. от и до, full time. То есть психологу после вас предлагают зарплату намного меньше вашей и она соглашается, потому что нужен опыт, и это тоже деньги, да и делать она особо ничего не умеет.

5. Писательская деятельность

Предполагает дар писателя, умение на бумаге излагать свои мысли. Не каждому дано, как и педагогическая жилка. Наверно, даже еще в большей уникальной степени: педагогическая жилка представлена в народе более-менее, а вот писательская: можно пересчитать по пальцам.. Написать и издать свою книгу – очень хорошее подспорье в формировании личного бренда. Как представитесь – автор книги такой-то, сразу приобретаете вес и ореол. Для начала вы должны научиться писать статьи и публиковать их в серьезных научных журналах. Обычно такие люди с детства пишут что-нибудь, статьи в школьную газету, ведут личный дневник и т.д. Из вас это должно идти. Не вымучиваться, а естественным образом изливаться на бумагу. Многие лица любят читать книги, а здесь обратный процесс. Это не потребление продукта, а производство оного. Новый уровень. Нужно найти свой стиль, слог, тему. Но зато если все нашли - то "рукописи не горят", потомкам что-то после вас останется.

Данные виды профдеятельности могут пересекаться и комбинироваться, но всегда будет некий приоритет в сторону одного из них. Чем одареннее личность – тем больше она может: и статьи писать, и теории развивать, а также оказывать психологическую помощь, читать лекции, выступать на ТВ и проводить тренинги в организациях. А если особых талантов нет, то можно просто стать офисным работником, выполнять свой функциональный минимум и тихо тащить лямку.

Работа в госструктуре в последнее время стала пользоваться большим уважением, многие бизнес-тренеры ушли из бизнеса из-за кризиса. Государство стало платить реальную зарплату учителям и психологам. Так что жизнь налаживается.

Надеюсь, данная статья как-то прояснила ситуацию с  профессиональным ростом у юных коллег или помогла расставить какие-то акценты.