Кто такой психолог?

on 11 Январь 2010. Posted in Специфика психологического консультирования

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Эта статья для молодых коллег и прочих любознательных искателей Сети. В ней освещается кто такой психолог на самом деле? О видах профессиональной психологической деятельности вы можете почитать, если кликните сюда. Но сейчас я не об этом, я говорю о психологе в понимании масс, типа знатока человеческой души. В психологии как науке души не существует, поэтому знатоком чего является психолог уже вопрос. Великий когнитивщик С.В.Харитонов так шутит на эту тему: "В психологии есть два проблемы, требующих своего разрешения - предмет психологии и как правильно пишется фамилия "Выготский". Шутки шутками, но по существу верно. Согласен с Харитоновым, это вечная для психологии в России тема. Однако, вернемся к нашему вопросу о том, кто же настоящий психолог? Верно ли, что настоящий психолог - тот, кто получил психологическое образование? Тогда у нас десятки тысяч психологов по Москве одной только. Потому что психологическое образование превратилось что-то типа Смольного института для благородных девиц. Если вы понимаете о чем я..

Или это качество (психологизм) дается человеку с рождения? Одна моя знакомая -психолог с 15-ти летним стажем, никогда не называет себя психологом, чтобы обрубить нити манипуляций со стороны третьих лиц: "Вот, ты же у нас психолог - тогда скажи мне: что делать, как жить и т.п..". И действительно, если ты скажешь, что являешься психологом, то реакция окружающих может быть порой не самой доброжелательной и адекватной. Вместе с тем, народе каждый второй, наверно, мнит о себе, что он хорошо разбирается в людях, что он психолог в душе. Работники МВД, бандиты и священники себя считают хорошими психологами. И это, в принципе, так, но..есть одно "Но". Смотря по каким критериям оценивать. Я считаю, что хороший психолог - это такой человек, который:

- хорошо считывает информацию с других людей, понимает их

- разбирается в людях

- проявляет альтруистичный интерес к ним как к живым существам, в основе этого интереса нет никакой корыстной выгоды. Хотя этот критерий может показаться кому-то спорным, ведь сколько на свете анекдотов про психоаналитиков и их материальной заинтересованности! Эти анекдоты и у меня опубликованы в разделе Разное. Но все же есть такое этическое положение, что психолог не зависит от денег клиента.

- имеет психологическое образование. Последний пункт официально значим, а на самом деле...кто знает? Согласен с Юревичем (см. его книгу "Психологи тоже шутят+") , что по большому счету никто не знает как и чему учить психологов. Является ли наличие ученой степени свидетельством того, что перед вами настоящий психолог? Как бы "Да", но я бы воздержался от однозначных оценок. Но, как ни крути, образование - это фактор.

Проф.Лидия Бернгардовна Шнейдер в личной беседе однажды сказала мне: "По большому счету - никто не психолог". Таким образом, вы представляете, что на прямой вопрос "Вы - психолог?" у меня открывается широкое поле для обсуждения. Например, у меня есть соответствующее образование, я могу как-то считывать информацию с других людей, альтруистичен, но разбираюсь ли я в людях? Не сказал бы однозначное "да", скорее - "иногда". Кроме того, я знаю много коллег с образованием и прочими атрибутами психолога, но абсолютно не интересующимися человеком как живым существом. Такой интерес, он вообще, лежит за пределами живой природы, потому что НЕ интересоваться другим человеком, если тебе это не нужно для выживания и выгоды - это естественно на самом деле. Еще философ поздней античности Плотин как свойство души утверждал ее эгоцентричность, направленность на саму себя. А когда ты интересуешься жизнью чужого тебе человека просто из чистого интереса или чтобы помочь ему - это уже другая мотивация. Так, у очень и очень многих моих коллег она напрочь отсутствует. Потому что они нормальные люди. Но не психологи на самом деле.

Я лично на прямой вопрос - психолог ли я, отвечаю обычно встречным вопросом - а что вам нужно? Ну да, есть у меня психологическое образование и некий опыт, а что вы хотели конкретно? Вобщем, каждый думает как хочет. Может ли участие в профессиональных организациях гарантировать что человек является психологом? Например, если я являюсь членом Российской психологической ассоциации, то могу ли я назвать себя психологом? Скорее да, чем нет. Но ведь я могу быть просто типа партийным функционером и занимать в этой структуре видное положение, но это говорит скорее о другом. То, что смог втереться в доверие к нужным людям, дать взятку, оказаться в нужное время и в нужном месте - да мало ли о чем это может говорить?

Психолог и кризис

В жизни каждого психолога должен быть кризис, когда он уходит из профессии, но спустя какое-то время возвращается. Без кризиса нет становления и нет свободы выбора. Мой кризис пришелся на 2005-2006 г. Не буду давать комментарии по этому поводу, но мало не показалось..было время подумать. Вообще, что такое работа психолога в нашей стране? Низкая зарплата просто убивала. По образовательным учреждениям ставки невысокие, практику трудно начать - нет клиентов, преподавание оплачивается символически. Только проходить тренинги самому стоит хороших денег. В 35лет я ощущал себя нищим и был на грани нервного срыва. Сладок ли путь психолога? Работая педагогом-психологом в школе в 1998-2000г., я получал 600-800р. Завхоз, выдавая мне зарплату, откровенно жалела меня. Но подработка на радио рынке спасала, хотя и там продажи снижались каждый год. Страна была в нокдауне после кризиса 98года. В начале 2000-х годов планка, которую не удавалось поднять составляла 6000р. Цены меняются со временем, но это была нищета. А я как человек хочу жить нормально, на своем каком-то среднем уровне. Нищета скручивала по полной. При наличии комплекса неполноценности с детства еще и бедность, я просто ненавидел жизнь. Вот такой был кризис. Как остаться в профессии и не сойти с ума? Ходил на собеседования, везде мне говорили, что я уже устарел и никому не нужен. Таким образом, мой путь выстрадан и проплачен сполна. Я очень сильно изменился, научился новым навыкам и знаниям. А сейчас наступило светлое настоящее, время относительной стабильности.

Каковы же особенности профессионального психолога? Мне нравится подход к этой теме, изложенный у С.В.Петрушина в его книге "Мастерская психологического консультирования", вот небольшой фрагмент из этой книги.

...Вы решили попробовать себя в роли Психолога. Прекрасно! У вас для этого есть помещение, и есть клиент. Он пришел к вам, и начался спектакль под названием «Психологическая консультация».

Но что мы знаем о правилах выполнения роли Психолога? Скорее всего, очень мало. Мы можем сыграть, если потребуется, роль Продавца (в магазинах все бывали), роль Милиционера (тоже известна), даже роль Капитана дальнего плавания (могли видеть в кино). Хорошо ли, плохо ли получится — это уже другой вопрос. Но что касается Психолога, то у нас нет даже образца, от которого можно оттолкнуться.

Распространенная ошибка — под видом этой роли человек начинает играть то, что ему хорошо знакомо. Он становится Другом, Педагогом, Врачом, Следователем, Авторитетом. Соответственно другой выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает вам ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т.п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, вы начинаете решать иные, в том числе и свои личные проблемы.

Для иллюстрации такого непродуктивного поведения можно показать способы общения, в которых психолог выпадает из своей роли и начинает играть:

• «Друга», то есть может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него. Слушает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу, приобнять;

• «Педагога», то есть знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь, как единственно правильный. Использует выражения типа: «В обществе так не принято», «Это аморально», «Каждый порядочный человек должен знать...», «Как говорил известный писатель». Говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитетов;

• «Врача», то есть старается поставить диагноз: «У вас повышенная тревожность» и т. п. Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает советы и рекомендации: «Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе». Делает записи в тетрадь. Реплики типа: «На что жалуетесь?», «Как давно это у вас?», «А когда вы в последний раз так волновались?». «Посторонние» разговоры клиента пресекаются;

• «Следователя», то есть имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить во лжи или поймать на противоречии. Задавая вопросы, свою версию не объясняет. Просит говорить только правду. Нередко обвиняет.

• «Авторитета», то есть использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: «Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то». Сложность проведения консультации сегодня в том, что практи­ческому психологу часто сложно себя правильно идентифицировать. Отсутствие образцов может привести к тому, что и клиент тоже часто не знает как «играть» свою роль. До вашей встречи он был клиентом других специалистов, и ему тоже сложно увидеть разницу. «Как разговаривать с психологом?» — с таким вопросом нередко приходится сталкиваться. Поэтому в общении с психологом клиент будет «пере­носить» на него образы других людей, к которым он когда-то сам обращался или видел, как это делается. Как же диагностировать, с кем сейчас вместо меня общается мой клиент.

• если клиент ожидает от вас радостной улыбки при встрече, расспрашивает о ваших успехах и здоровье, на некоторые темы отказывается говорить, продолжает с вами общаться даже после окончания времени консультации — то в вас он видит, скорее всего, Друга;

• если клиент отвечает только на все ваши вопросы, сообщает вам свои жалобы без их самостоятельного осмысления, ждет, когда вы ему «выпишете» ценный совет — то вас путают с Врачом;

• если клиент спрашивает о том, правильно ли он поступает, приносит записанные дома списки своих вопросов, спрашивает про домашнее задание, дает вам хорошие оценки, ведет себя примерно, не ругается и не говорит на темы секса — то в этом слу­чает вы воспринимаетесь как Педагог;

• если клиент внимательно слушает и даже записывает все ваши «мудрые» мысли и пытается до них «дорасти», не спорит, благодарит за ценные советы, уважительно относится и называет по имени-отчеству — поздравляю, вы в роли Авторитета;

• если клиент на все вопросы пытается дать правдоподобные ответы, часто делает паузы для обдумывания, все, что выделаете, воспринимает как возможную провокацию, его очень трудно застать врасплох — то, вероятнее всего, вы для него Следователь.

Психолог — это не человек, а профессия

Одна моя знакомая так и заявила: «Зачем учиться на психолога? Это просто хороший человек. Вот я, например, настоящий психолог! Что от него требуется? Главное, чтобы он выслушал, посочувствовал и дал ценный совет. Многим своим подругам я так помогаю». В ее словах проявилось распространенное заблуждение, связанное с неясностью сути роли психолога. На самом деле, психолог не дает советов, не сочувствует, да и слушает больше себя, чем клиента. Отличие профессионального общения от обычного, «человеческого» в том, что оно носит рабочий характер. Смешение рабочих отношений с другими видами взаимоотношений не только усложняет, но и делает невозможным решение психологической проблемы. С клиентом не дружат, друзей не консультируют. Рабочие отношения — это отношения чистого зеркала. «Человеческие» отношения искривляют восприятие. Например, влюбленность как зеркало идеализации, дружба — зеркало взаимозависимости, приятельские отношения — зеркало тактичности.

Для уменьшения опасности «загрязнения» рабочих отношений вами могут быть приняты следующие меры, которые следует обговорить с клиентом до начала консультирования:

 

• психолог принимает клиента на своей территории. В этом заложено то, что клиент к вам приходит, а не вы к нему. То есть, ему что-то от вас надо, а не вам от него. Это дает дополнительную инициативу психологу;

 

• прием ведется строго по времени, которое заранее оговаривается с клиентом (45 мин. — 1 час). Консультация должна заканчиваться не в результате решения проблемы, а по истечении обговоренного времени. Эта мера может препятствовать тому, что клиент будет «тянуть» время, а в последние пять минут вдруг вспомнит «ужасно важный» материал. Когда он заранее знает об этом ограничении, он вынужден будет полноценно работать в отведенное для консультации время;

 

• оплата берется до начала сеанса. Если планируется несколько встреч, то лучше брать деньги вперед на 3-5 сеансов. Если человек заплатил заранее, то вероятность того, что он придет, значительно возрастает;

 

• договорится с клиентом о времени ожидания при его возможном опоздании (5-7 мин.). Если клиент приходит позже хотя бы на минуту, сеанс консультации не проводится, деньги не возвращаются. Опоздание можно рассматривать как проявление скрытого сопротивления. Сильное опоздание говорит о таком же сильном сопротивлении, которое все равно сделает консультацию неэффективной;

 

• если клиент приходит раньше, попросить его подождать. Сеанс надо начинать в назначенное время. Приход клиента раньше времени — это опоздание наоборот, то есть тоже сопротивление, только более замаскированное;

 

• психолог отказывается давать гарантии. Принятие психологом ответственности за результат может усилить пассивность клиента;

 

• запрет на любые, выходящие за рамки рабочих, отношения (сек­суальные, деловые, товарищеские и т.д.) с клиентом. Желания клиента таких отношений необходимо рассматривать как сопротивление и использовать как материал для психологического анализа;

 

• отказ от подарков или оплаты свыше ранее оговоренной. Это мо­жет быть скрытой формой подкупа психолога, которая создает ответную зависимость от клиента;

 

• при работе психолог не должен отвлекаться (пить чай или раз­говаривать по телефону). Отвлечения во время работы на психологическом уровне могут рассматриваться клиентом как проявление неуважения к нему и его проблемам;

 

• желательно избегать консультировать тех, с кем уже были «не­рабочие отношения» (друзей, супруга, родителей, деловых партнеров и т.д.). Как только вы будете добираться до важного материала, в качестве неосознанной защиты человек может «перепрыгнуть» на предыдущий нерабочий уровень отношений. Лучше постараться найти для своих знакомых другого психоло­га;

 

• предложить клиенту на время работы не обсуждать полученный при консультировании материал с другими людьми (друзьями, родственниками, специалистами). Обсуждение клиентом «на стороне» может привести к утечке создаваемого вами на консультации напряжения, необходимого для психологической работы. Умение строить и поддерживать рабочие отношения является необходимым условием возможности психологической работы. Можно даже сказать, что сами по себе эти отношения уже являются целебными и помогающими.

О денежном вопросе

 

Одно из главных отличий психолога от «хорошего человека» прежде всего в том, что он разговаривает за деньги. То есть психологическая помощь является платной. Сумму оплаты предлагает сам психолог. Чем же определяется эта сумма?

 

Прежде всего надо учитывать, что деньги за сеанс являются не только возмещением энергии психолога, но и частью процесса консультирования. Бесплатная помощь таит опасность зависимости клиента от психолога. «Если он не берет деньги, чем же я смогу ему отплатить?» — естественный вопрос, который может возникнуть у клиента.

 

Кроме этого, обычно человек не ценит то, что ему достается бесплатно. Поэтому психологу чрезвычайно важно правильно определить размер оплаты. Иногда можно поинтересоваться у клиента, на сколько он сам оценил бы вашу работу. Если он даст заниженную оценку — это косвенно может говорить о том, что данная проблема его не очень волнует.

 

Общее правило со времен Фрейда гласит: «Чем больше человек платит, тем быстрее он выздоравливает». Но здесь нужен разумный подход. Оптимально подобранная сумма оплаты — это все равно, что правильно настроенная струна: если она натянута слабо, то она дребезжит, если сильно — рвется. Сумма не должна быть малой, но и не чрезмерной. Необходимо, чтобы она вызывала некоторое напряжение у клиента, но в то же время не была бы слишком велика для его бюджета.

 

Отношение к деньгам является сильной психологической «кнопкой». Важно, чтобы психолог прежде всего сам разобрался с этой зависимостью и был от нее свободен. Как-то раз один знакомый психолог проводил консультацию за крупную сумму. Именно это и мешало ему сосредоточиться. Когда прошел положенный час, он, промучившись, отдал обратно эти деньги и... успешно завершил консультацию

 

Все хотят получать большие деньги, но некоторым психологам легче работать бесплатно или за небольшую сумму. Почему? Потому что это безответственно. Психологу важно осознать, что в желании помогать за «малые деньги» лежит не альтруизм, а банальный страх ответственности и неуверенность в своей квалификации.

Почему психолог не должен давать советы

 

Одна из распространенных иллюзий о работе психолога заключается в том, что его задача — дать точный и правильный совет по поводу решения проблемы. Самый распространенный вопрос в начале консультации: «Скажите, так что же мне делать?». На самом деле психолог советов не дает. Любой совет— это прежде всего еще большее ухудшение ситуации человека и ослабление его психологического состояния. Даже если этот совет правильный. Почему?

 

Клиент приходит к психологу, как слепой к зрячему. То, что называется психологической проблемой, является следствием своеобразного «дефекта зрения» человека. Человек делает глупые поступки не потому, что он глупый, а потому, что он не видит некоторых важных моментов своей ситуации. Это осложняется еще и тем, что в нем есть определенные внутренние силы, которые в этом заинтересованы. Как только возникает опасность, что человек увидит то, что видеть нельзя, эти силы вступают в действие. Они начинают отвлекать человека, пугать его, маскировать ситуацию. Не справляясь с этим, человек периодически падает в разные ямы.

 

Обращаясь за советом, человек на самом деле спрашивает: «По какому маршруту мне, слепому, дальше идти, чтобы больше не падать?» Можно, конечно, посоветовать, но в этом случае человек будет постоянно к нам обращаться. Настоящая помощь заключается в том, чтобы он стал видеть. Чтобы в дальнейшем он бы себе не проводника-поводыря постоянно искал, а мог бы идти сам. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — эта народная мудрость вполне может быть девизом психологической помощи. Важнее помочь человеку один раз увидеть, чем сто часов рассказывать ему о том, что его окружает.

 

Здесь есть одна сложность, которая заключается в том, что у слепого свое представление о реальности, свои иллюзии, свой сон. Невротик хочет невозможного — решать свои проблемы, но при этом не просыпаться. Чем серьезнее у человека проблемы, тем более нормальна эта реакция при резком просыпании — шок. И желание зажмуриться и убежать обратно в свой сон. Поэтому со стороны психолога необходима техника безопасности, которая заключается в том, чтобы хоть как-то подготовить человека к тому, что он увидит. Для этого надо создать ему необходимый эмоциональный настрой, убедить, что это в его силах, дать почувствовать ему свою поддержку и тому подобное.

 

Маленькая деталь — психолог может помочь, если у него будет более, чем у клиента, острое зрение. Иначе слепой поведет слепого...

Памятка о технике безопасности

 

Психолог! Прежде чем приступить к работе, необходимо не смешивать, а различать:

 

а) себя и свою профессиональную роль. Растождествляйся (дистанцируйся, де-идентифицируйся и т.д.) с ролью психолога. Психолог — не человек. Ты исполняешь роль психолога, но ты — не психолог. (А кто? Ты — это ты.);

 

б) «человеческие» и «рабочие» отношения с клиентом. Клиент — тоже не человек. С ним надо не дружить, не сопереживать, не сочувствовать, а помогать ему решать его проблемы. За деньги. Если хочешь с кем-нибудь подружиться, делай это в нерабочее время;

 

в) свои личные проблемы и проблемы клиента. Если у меня болит зуб, мне не до жалоб другого. Я могу с ним только о зубной боли разговаривать. Нерешенные личные проблемы будут переноситься на клиента. Нельзя решать свои проблемы за счет клиента. Кроме этого, необходимо сдавать свой рабочий инструмент (свою личность) в чистку и настройку более опытному психологу. И заниматься физкультурой, а то работа сидячая.

Психолог как заместитель «Я» невротика

 

С точки зрения психосинтеза все психологические проблемы человека есть результат его отождествления своего «Я» с чем-либо: с внешностью («Я — красавица»), с телом («Я — здоров»), с социальной ролью («Я — начальник») и т.д. Одновременно у человека существует не одно, а несколько отождествлений. Каждое из них является как бы частью личности, субличностью. Когда эти субличности начинают конфликтовать, то проблема усугубляется. Например, одна субличность ругает другую, или ситуация, когда одна субличность чего-то хочет, а другая этого желания боится.

 

Самостоятельно человеку не всегда удается разрешить этот конфликт, так как он попеременно только лишь отождествляется с каждой субличностью, перескакиваете одной позиции на другую. Из теории решения конфликтов известно, что для их конструктивного разрешения необходим кто-то третий, посредник-медиатор между конфликтующими. Если мы говорим о внутреннем конфликте, то это нейтральное место может быть только у не-отождествленного «Я». Остальное все равно будет субличностью. Но без специальной подготовки человеку трудно долгое время находиться в месте не-отождествленного «Я», всегда есть опасность впасть в какую-нибудь часть личности. Поэтому помощь психолога будет осуществляться в том случае, если он займет эту позицию нейтральности в отношении конфликтующих сторон клиента.

 

Какими же признаками обладает не-отождествленное, чистое «Я», как правильно быть его заместителем? Прежде всего «Я» не имеет никаких атрибутов, оно никакое. Про «Я» вообще ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть. Второй важный признак, что оно не оценивает, не критикует, не жалеет (это все субличности), «Я» просто присутствует.

Наблюдать не за клиентом, а за собой

 

В работе психолога есть один тонкий момент: он должен говорить не о клиенте, а о себе. Если точнее, о себе по поводу клиента — о своих ощущениях, своих мыслях, своих ассоциациях. В этом реализация идеи о том, что психолог является зеркалом психики другого человека. Хотя, с другой стороны, это правило распространяется не только на роль психолога. Строго говоря, все, что человек говорит, он всегда пропускает через себя, через свою психику. Поэтому объективного взгляда на мир у человека в принципе быть не может. Когда мы произносим: «Этот человек слабый», на самом деле мы говорим: «Я воспринимаю этого человека слабым», или вместо: «Ты устал», точнее будет: «Я думаю, что ты устал». Но в жизни этот факт приоритета субъективного в нашем восприятии часто игнорируется. Поэтому обратная связь, поданная в «объективной» форме, воспринимается нами как гипноз или как пси­хологическая атака. Говоря о себе по поводу клиента, психолог снимаем опасность психической инфекции и возникновения излишнего сопротивления. Иначе может возникнуть такая трагикомическая ситуация: «Я узнал, что я такой-то», — говорит человек после консультации. «А как ты это понял?» — «А мне психолог сказал!».

 

Здесь можно привести другую метафору — во время консультации клиент играет на психологе, как на музыкальном инструменте, и при этом психолог издает разные звуки. Требование к психологу одно — чтобы он, как инструмент, был хорошо настроен. Сделать из себя инструмент — это направление к профессиональному росту. И, конечно, этот инструмент должен быть хорошо настроенным. Улавливать в своем теле тончайшие вибрации, распознавать едва зарождающие эмоции, позволять проявляться первым ассоциациям, следить за телесными ощущениями — все это и называется настройкой.

 

Работа с клиентом в такой инструментальной позиции требует безграничного доверия к себе, к своим мыслям и чувствам. Есть такой страх, что, может, это только мое и к клиенту не относящееся. Для этого психологу надо заранее создать установку: все, что будет возникать во мне во время консультации, ко мне не имеет никакого отношения. Я к своим чувствам и мыслям буду относиться по-рабочему, то есть рассматривать не как случайные, а как-то связанные с проблемой клиента. На самом деле, это же возникает в процессе нашего общения. И если б клиента не было, то у меня бы не было таких состояний!

 

При таком подходе часто возникает удивление и интерес не только к клиенту, но и к себе, к тому, что в тебе звучит. Потому что музыка звучит для всех. На консультации мы через уникальную проблему конкретного человека изучаем общечеловеческое друг в друге.

 

Ответственность психолога и клиента

 

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психологу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сходства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимого». Он обследует пациента, проводит анализы, ставит диагноз и выписывает лекарства для лечения. Отношения врача — это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает гораздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения пациент должен прежде всего доверять врачу больше, чем себе. Основную ответственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

 

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает человеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психолога строятся по другому принципу: только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог может лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

 

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спасатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может переговариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» — спрашивает спасатель. «Я вижу две кнопки разного цвета», — отвечает человек. «Какого цвета?» — «Красную и черную». — «Нажми на красную кнопку», — говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». — «Теперь нажми на черную». — «Дверь открылась». — «Выходи. Что видишь теперь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

 

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в создании терапевтических конструкций с учетом всей, пусть даже противоречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпретацию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

 

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то квалификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет выяснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психолог—спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.

Открытие «третьего» глаза

 

Сегодня психолог — это уже не экзотическая профессия типа космонавта. Теперь только в одном нашем городе психологических факультетов больше, чем раньше по всей стране. Но понятно, что успешная сдача зачетов и экзаменов не гарантирует успеха в сфере практической психологии.

 

Наверное, у каждого специалиста существует свои критерии «настоящего психолога». На мой взгляд, дело не в углубленной информированности, не в знании изощренных техник воздействия, и даже не в многолетнем опыте. Если человек способен видеть, слышать и ощущать психику как один из уровней реальности, то это — психолог. Для него психическое не какое-то абстрактное понятие, а вполне конкретный предмет изучения. Наличие этой способности можно быстро определить. Достаточно небольшого разговора и сразу ясно, профессионал он или нет. Виденье этой особой, отличной от физической реальности дает возможность осмысленной помощи в ее изменении. Иначе специалист, несмотря на прекрасные знания, вынужден действовать вслепую.

 

Соответственно, у психолога должен быть развит особый орган зрения, с помощью которого он сможет различать невидимое для физического зрения. В шутку я его называю «третьим глазом», и мистика здесь совершенно не при чем. Хотя психика невидима, но это не значит, что ее нет или что она — нечто идеальное. Она, несомненно, реальна.

 

Основной загвоздкой в обучении психологов для меня долгое время оставался вопрос, как научить их «видеть» психику? Как развивать это «второе» зрение? Нужен какой-то метод, формирующий эту особую установку на восприятие клиента. После долгих поисков у меня возникло ключевое слово — «метафора»! Буквально под метафорой понимается некоторое сравнение, как, например, басня, анекдот, сказка, притча и т.д.

 

То есть надо слушать то, что рассказывает клиент, не как рассказ о его объективной ситуации, а как метафору о его психической реальности. Да и само воздействие на психику возможно также не напрямую, а через метафору. То есть общение психолога и клиента всегда метафорическое. На консультации у психолога должна быть четкая установка: «Все, что клиент говорит о себе, это не есть описание его объективной реальности (хотя сам клиент в этом уверен). Его текст надо рассматривать как метафору».

 

При этом важно помнить, что, по мнению ученых, первоисточник метафоры отчасти укоренен в «табу». Слово было для первобытного человека то же самое, что и вещь, только наименованная. Невротик не может — не только для других, но и для себя — прямо назвать то, что его тревожит. В этом-то и состоит его проблема. В этом смысле все его ошибочные действия и симптомы есть метафорические сообщения о скрытом «неприличном» желании.

 

Метафоры бывают конструктивные и деструктивные, соответственно проблема возникает при описании жизни через деструктивную метафору. Найти выход из положения — это поменять эту метафору клиента на более конструктивную. У современных практических психологов на сегодня много разнообразных подходов, которые являются не чем иным, как разного рода метафорами, например идея о «бессознательном» или о наличии внутрипсихических «Родителя-Взрослого-Дитя».

 

Таким образом, специалист-психолог должен уметь, во-первых, расшифровывать метафоры клиента, во-вторых, способен сам использовать предложенные клиентом метафоры или сочинять новые.

 

Вот, например, некоторые фразы, которые, если их рассматривать метафорически, приобретают несколько иной смысл:

 

• «Он подходит мне идеально». Здесь речь может идти о соответствии другого своему идеалу «другого», а не о реальных отношениях;

 

• «У моего мужа появилась любовница, а я хочу быть одна». Здесь фразу можно понять и буквально, «хочу быть одна», то есть стремление к одиночеству;

 

• «Ничего из меня не выходит». Очень похоже на анальную проблему. Из этой же серии «Сам приготовил, сам и ешь».

 

• «Я вам всем покажу», «Я хочу заниматься собой», «У меня все еще впереди». Здесь затрагивается генитальная эротика.

 

Правомерность применения способа обучения работе с психическим через метафорическое виденье следующая. Психическое — это тоже реальность (хотя и незримая), накладываемая на физическую реальность. Восприятие человеком объективной реальности опосредовано состоянием его психики. Именно эта «нереальная» реальность и определяет наше поведение и чувства. Метафора же всегда ино-сказание, дву-смысленность, скрытое сравнение, то есть некоторый второй текст (под-текст). Говорить о психике можно только метафорически.