Бесчестье

on 24 Январь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Disgrace
Слоган: Жизнь не дает нам выбора...
Год выхода: 2008
экранизация одноимённого романа Джона Максвелла Кутзее (англ. John Maxwell Coetzee) снятая австралийским кинорежиссёром Стивом Якобсом (англ. Steve Jacobs) по сценарию Анны Марии Мортичелли (англ. Anna Maria Monticelli).
Специальный показ кинофестиваля в Торонто
Жанр: драма
В ролях: Джон Малкович, Паула Арунделл, Скотт Купер, Эрик Эбони, Джессика Хайнс, Фиона Пресс, Монро Реймерс, Чарльз Тертиенс

О фильме: После романа с собственной студенткой, кейптаунский профессор переезжает на Восточный Мыс, оказываясь в круговерти хаоса пост-апартеида.

IMDB Rating: 6.9/10 (533 votes)

Выпущено: Австралия / ЮАР, Fortissimo Films
Продолжительность: 01:53:33

 

Психологический комментарий

Карма в действии

Карма выявляется во многих фильмах, это кино тоже не исключение. Надеюсь, читатель не против использования данного термина, потому что другого не существует, а в психологии ему нет аналога. Так что же здесь кармического? Профессор склоняет к интиму свою студентку (он не насилует ее, но романом это нельзя назвать), а когда приезжает к своей сестре, то становится жертвой похожих событий. Юноши-негры насилуют его сестру, устраивают беспредел в ее фазенде. Но как студентка не подает в полицию, так и сестра не делает этого. У профессора есть своя философия, оправдывающая мужские инстинктивные влечения. Суть проявлений кармических связей очевидны: как профессор обошелся со студенткой, так и пацаны обошлись с его сестрой. У всех них вышеназванная философия. При всем при этом они не считают свои поступки на сексуальной почве неправильными или аморальными, оправдывают себя, просто белые и пушистые.
Карма направлена на воспитание человека, чтобы он усвоил урок. Профессору трудно его усвоить. Но постепенно и до него доходит, что он сделал.

О специфике отношений профессора и студентки:

С одной стороны, он пытался установить отношения с девушкой: дарит цветы, приглашает в ресторан, подвозит на машине, все на добровольной основе и нет явного насилия, с другой стороны, как бы морально давлеет над свободой ее воли, она в постели с профессором отбывает трудовую повинность, какой -то долг. А он пытается не замечать неконгруэнтность (несоответствие невербальных сигналов человека вербальным, потеря естественности проявлений, искренности, теплоты) поведения с ее стороны, что ей не по душе такой поворот во взаимоотношениях. С ее стороны тоже была некая готовность к таким отношениям, она не просто так упала, согласилась зайти к нему домой, попить вина, ей хотелось познать его ближе, но она боялась увязнуть. Все неоднозначно на самом деле, как и в жизни. Она то ведет себя как Взрослый, то как Ребенок (в смысле Эго-состояний), она действительно слишком молода для таких отношений, ей в определенном смысле оказалось "слабо" в отношениях с таким зубром как герой Джона Малковича. И поэтому все закончилось грязным разоблачением, изгнанием профессора из вуза. На что рассчитывал профессор - не понятно, или старина в бороду - а бес ребро?
А вот отношения профессора с женщиной- соседкой сестры, близкой ему по возрасту, очень гармоничны и естественны, в них чувствуется теплота, нежность, доброжелательность. Профессор не монстр, каким себе сам иногда кажется, на своих лекциях он рассказывал о себе под видом литературных персонажей. Но он переходил черту, которую не стоит переходить.
Тема секса в педагогике, поднимающаяся в фильме, действительно существует. Еще Платон отмечал сексуальность профессии педагога для обучаемых, но в реал это как правило не переходит. Потому что педагог прекрасно понимает свою ответственность за подобные действия и профессиональная, общечеловеческая этика тоже против. Но не все так просто: если обучаемая и преподаватель взрослые люди, которым далеко за 27, например, заведут роман, то есть ли здесь вина? А если это любовь? Включаются ньюансы разграничения рабочих и личных отношений. Понятное дело, либо то, либо другое. Смешивать роли не рекомедуется - это аксиома, фактически догма.

О секретах

В психоанализе секреты - это отдельная тема, это то, что скрывается и является истоком невроза и несчастья человека. Секрет - это зло, то, что скрывается от всех, это какая-то неправда жизни, которую мы себе позволяем и за что в конечном итоге будем наказаны судьбой или людьми. Профессор сотворил свой секрет, выпустил зло в мир, и поэтому оно к нему и вернулось. Живите без секретов, друзья, вот мой совет!

P.S. про слоган фильма

родной слоган "What is a mad heart?" - дословный перевод "Что является безумным сердцем?"
более глубокий, чем придуманный нашими пиаршиками "Жизнь не дает нам выбора". Наш слоган вообще, не имеет смысла!
Мне кажется, народ, получающий зарплату за перевод слоганов и описания к фильмам либо особо не утруждает себя смыслом, либо откровенно бездарен. Пример тому бездарный слоган к "Простым сложностям" с Мерил Стрип о которых я писал уже - "А тому ли я дала?". Такой попсовый и вульгарный слоган по сравнению с "родным" - "Разведенный со льготами".
Что я могу сказать в этой связи? О, времена! О, нравы!

P.S.1 Кино растет!

Выражаю общую радость и удовлетворение, что кино с однозначным и предсказуемым сюжетом, надеюсь, постепенно уходят в прошлое. Все эти шаблоны, гримаски актеров уже порядком надоели.. Радуюсь, что больше становится неоднозначных фильмов "про жизнь". Кинематограф проходит этап личностного роста, общая волна подъема осознания греет душу, если честно. Хотя есть избитые темы, на которую еще снимают кино, а именно: Пила снова пилит, Зомби снова приходят, Машины вот-вот наведут свой машинный порядок во всем мире, Вампиры среди нас и голод их крепнет, Супергерои зажигают по полной программе и постоянно мутируют. Но так - в семье не без уродов, как говорится...